В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

"Тотальный диктант" от Стругацкого до Глуховского: место встречи с современными авторами

То, что нельзя прогуглить

"Тотальный диктант" от Стругацкого до Глуховского: место встречи с современными авторами
Фото: ТАССТАСС

Видео дня

Использовать в "Тотальном диктанте" тексты современных писателей начали из-за решившего списать студента.

2009 год — последний, когда в диктанте использовали классическое произведение (кусочек из "Невского проспекта" Гоголя). В тот год один из участников пока еще локального, сосредоточенного в Новосибирском государственном университете проекта, не слушая диктующего, переписал весь отрывок из интернета, вместе с сокращенным филологами предложением.

Исключить возможность списывания в будущем году, не прибегая к толпе наблюдателей и металлодетекторам, организаторы решили, выбрав текст, который невозможно загуглить, специально написанный для "Тотального диктанта". Осталось только найти автора. Через общего знакомого студентам удалось добраться до .

"Борис Натанович тогда сказал, что диктанты ненавидит и вообще диктатуру ни в каком виде не приемлет. Но все-таки согласился ответить на пару вопросов и разрешил нам использовать ответы в качестве текста диктанта. Мы спросили, что он думает о современном русском языке и современной русской литературе", — рассказывает директор фонда "Тотального диктанта" Ольга Ребковец. С тех пор каждый год текст диктанта пишет кто-то из современных русских писателей.

Писатели

Выбор автора диктанта — субъективное командное решение, на которое влияют популярность автора, шорт-листы литературных премий, топы читаемых книг и вкусы филологов, работающих в проекте, рассказывает председатель филологического совета "Тотального диктанта" . Организаторы хотят познакомить аудиторию с авторами, которых любят сами, и показать ей разные грани литературного процесса.

"У нас были писатели-женщины и писатели-мужчины; был детский писатель ; были писатели, которые больше любят исторические темы, например ; были писатели-филологи и писатели, которым не чужда публицистика, например . В следующем году будет . Авторов, которые работают в тех же жанрах, что и он, — антиутопия и постапокалипсис, — у нас еще не было. И не то чтобы мы решили, что раз у нас такой чумовой 2020 год, то надо взять автора, который пишет на эти темы, просто так совпало", — говорит Владимир Пахомов.

"Я подумал, что раз уж апокалиптическая обстановка сама себя реализовала, то как-то размышлять и фантазировать на эту тему уже бессмысленно и не очень интересно. Мне хотелось, наоборот, что-то совершенно не фантастическое на этот раз предложить и даже не жанровое, не очень развлекательное, а просто какую-то живую историю. И история эта была вдохновлена некоторыми событиями, происходившими в моей семье, разговорами с моими близкими, то есть она такая, в общем, личная история, фантастического в ней ничего совершенно нет", — рассказал писатель.

Этот текст диктанта организаторы решили экранизировать. Короткометражку "Обещание" участникам покажут прямо перед диктантом, а затем картина будет заявлена к участию в конкурсных программах российских и международных кинофестивалей.

С каждым годом количество обязательств автора перед командой "Тотального диктанта" растет. Борис Стругацкий пообещал просто ответить на пару студенческих вопросов, а через год Дмитрий Быков поехал в , чтобы продиктовать собственный текст. В 2012 году должен был написать произведение из трех самостоятельных частей, поскольку к тому времени у диктанта появились три часовые зоны. В 2018 году согласилась продиктовать свой текст в столице "Тотального диктанта" и только спустя полгода подготовки узнала, что поедет во . В 2019 году добавилась еще одна часовая зона — Северная и Южная Америка, и пришлось написать уже четырехчастный текст.

"В мае-июне мы договариваемся, в июле получаем текст и начинаем вместе с автором с ним работать. Это действительно плотное взаимодействие, мы живем с писателем целый год, а с Андреем Геласимовым даже полтора из-за переноса диктанта на октябрь из-за пандемии. Для писателя "Тотальный диктант" — это еще и публичные активности: пресс-конференции, интервью, диктовка и сопутствующие ей мероприятия", — объясняет Ольга Ребковец.

Тексты

Иногда авторы пишут тексты специально для диктанта, иногда — используют отрывки из еще неопубликованных книг. У это были фрагменты из "Авиатора", а у Гузель Яхиной — из романа "Дети мои".

"В 2020 году Андрей Геласимов написал историю о Константине Циолковском. После диктанта было очень много запросов от участников о том, что они хотят, чтобы это стало книгой, чтобы это было рассказано в формате романа. И вот Андрей Геласимов ушел думать о том, чтобы написать эту книгу, хотя изначально это было отдельное произведение, именно текст диктанта", — рассказала Ольга Ребковец.

"Тотальный диктант" никогда не предъявляет требований к теме и содержанию текста, писатели сами решают, о чем говорить с аудиторией: о природе языка, цифровой реальности, детстве и поездах, российских городах или жизни учителя словесности в Поволжье начала XX века...

Правки, которые филологи с позволения автора вносят в текст, имеют обычно формальный характер. Части текста должны быть равны по объему (270–285 слов) и сложности, без труднопроизносимых оборотов, которые диктор не сможет выговорить, а участники — понять на слух.

"С Евгением Водолазкиным была интересная история, когда у нас в одной части текста было слово "вполоборота", а в другой — "вполуха", и мы просили очень какое-то слово на это же правило добавить в третью часть. Но стилистически, художественно никакое такое слово не ложилось, и он отказался, — рассказывает Ольга Ребковец. — Потом мы видели дисбаланс в оценках, потому что одна орфографическая ошибка — это уже не "пять". Но последнее слово всегда, конечно, остается за автором".

Неврожденная грамотность и другие неожиданности

"Тотальный диктант" сильно сложнее, чем школьные диктанты. Школьный диктант — это всегда конкретная методическая задача. В Тотальном может встретиться все, что угодно, могут встретиться правила, которые не изучаются в школе, сложные словарные слова. Наши авторы пишут в первую очередь художественный текст, а уже во вторую — решают наши филологические задачи", — объясняет Владимир Пахомов.

Организаторы говорят, что почти в каждом диктанте встречаются базовые правила, стабильно вызывающие трудности. Одна и две "н", "о-ё" после шипящих, раздельное и слитное написание "не", двоеточия, тире или прямая речь. Тем не менее угадать, что именно вызовет наибольшие трудности, бывает сложно. Среди неожиданных слов, в которых участники диктанта массово допускали ошибки, Ольга Ребковец назвала, например, слова "коммунизм" и "перрон", "стерлядь" и "коньяк", "философский" и "приемлемый".

"Мы видим, что в тех городах, где диктант проходит много лет, где есть сформированное ядро аудитории, где ежегодно проводятся курсы по подготовке, там растет количество пятерок, и оно растет именно за счет постоянной многолетней работы. Это опровергает миф о врожденной грамотности и безграмотности. Мы прекрасно видим это на примере тех участников, которые начинают писать "Тотальный диктант" с двойки и постепенно доходят до четверки или даже до пятерки", — уверена Ольга Ребковец.

С помощью "Тотального диктанта" невозможно проверить уровень знания русского языка у населения. Его аудитория — люди, которые по крайней мере считают важным писать и говорить правильно, даже если текущий уровень грамотности их самих не устраивает. По "Тотальному диктанту" нельзя отследить динамику грамотности людей из года в год, ведь уровень сложности текста постоянно меняется. Диктант — в первую очередь проверка собственной языковой компетентности без внешнего давления.

"Мне кажется, когда "Тотальный диктант" создавался, мало кто думал, что это станет явлением и русского языка, и русской литературы, и русской культуры, что все так удачно сложится. Я думаю, что весь потенциал диктанта не раскрыт до конца, это очень мощная объединяющая акция, и нас впереди ждет еще много открытий", — говорит Владимир Пахомов.

Использованы материалы ТАСС-ДОСЬЕ

Алена Фокеева