Зачем читать философов, с которыми вы не согласны

Аарон Смит, Институт Айн РэндМногим фанатам Айн Рэнд знакома ситуация: прочитав «Источник», «Атлант расправил плечи» или другие философские труды Рэнд, кажется, что писательница приводит железные, ясные как день доводы в пользу своей философии. Эта обманчивая простота подталкивает многих читателей с головой нырнуть в объективизм, философию Айн Рэнд и пренебречь другими мыслителями и философами. Кроме разве что тех, которых сама Рэнд оценила.От лица преподавателя философии в Академическом центре объективизма Института Айн Рэнд позвольте мне сказать, что этот подход является неверным, пусть даже его можно понять.Объективизм как взгляд на вечные вопросы В дневнике Рэнд есть ранняя недатированная запись, которая гласит: «Это первые неуверенные шаги начинающего философа. В будущем, когда я отточу свою философию, я сверюсь с этими записями, чтобы понять, как много из нее уже было сказано и получилось ли у меня привнести что-то новое или лучше сформулировать старое». Рэнд понимала, что вопросы, которые она затрагивала, — о природе нашего мира, о сущности человека и жизненных ценностях — издавна занимали умы других мыслителей, и ответы на них предлагались ещё во времена Древней Греции.В основе философии объективизма лежит взгляд Рэнд на эти фундаментальные вопросы человечества. Если вы не знакомы или не понимаете точку зрения других выдающихся мыслителей и того, как они отвечают на философские вопросы и отстаивают истинность своих суждений, тогда вы не сможете по достоинству оценить взгляды Рэнд.Например, рассмотрим этот отрывок из работы Рэнд «Что такое капитализм?»:«По сути, существует три теории о природе блага: внутренняя, субъективистская и объективистская. Внутренняя теория утверждает, что благо присуще определенным вещам или действиям как таковым, независимо от их контекста и последствий, независимо от какой-либо пользы или вреда, которые они могут причинить участвующим объектам и субъектам... Субъективистская теория утверждает, что добро не имеет отношения к фактам реальности, что оно является продуктом человеческого сознания, создается его чувствами, желаниями, "интуицией" или прихотями.. . Объективистская теория утверждает, что добро — не атрибут "вещей в себе" или эмоционального состояния человека, а оценка фактов реальности сознанием человека в соответствии с рациональными стандартами ценности».Правда ли, что существует всего «три теории о природе блага», и точно ли приводит их Рэнд? А также почему эти теории нашли сторонников и какое влияние они оказали? Если читатель не в курсе основных этических теорий в истории философии и не имеет представления об их концепции и классификации, то философию Рэнд не следует принимать на веру — скорее, это стимул проверить её в ходе самостоятельного изучения.Тем не менее, если человек ознакомился со многими трудами Рэнд, он может подумать: но разве в своих философских эссе писательница не проанализировала основные философские течения и их главных представителей? В некотором смысле да, в очень сжатой форме. Но если не знать из первых рук, как и почему выстраивали свою аргументацию другие философы, то вряд ли возможно оценить, насколько правильно Рэнд интерпретировала эти фигуры и учения.Чтобы объективно рассматривать объективизм и понимать, как он соотносится с другими философским системам, нельзя просто повторять слова Рэнд — следует узнать информацию из первых рук, как поступила сама писательница.Рэнд — о том, как важно изучать философию Рэнд не была специалистом по истории философии. Однако она определённо понимала важность изучения основных взглядов и аргументов, предложенных другими философами. В июле 1945 года в письме журналистке Изабель Патерсон Рэнд писала:«Я читаю подробную историю философии (за авторством Бенджамина Фуллера). Я читаю труды Аристотеля и многое другое. Иногда у меня волосы дыбом встают, когда я натыкаюсь на такое.. . что "мудрецы эпохи" сотворили.. . Например, мне очень тяжело читать Платона. Но я должна это сделать. Меня не волнует, что говорят чёртовы дураки, — я хочу выяснить, что заставляет их это говорить. В их ошибках, целях, и исторических последствиях прослеживается пугающая рациональность». Рэнд изучала историю философии, потому что знала: это поможет ей лучше понять окружающий мир и интеллектуальные силы, которые стояли за формированием культуры.В эссе, написанных после публикации романа «Атлант расправил плечи», Рэнд неоднократно использовала знания философских систем, чтобы интерпретировать и осмыслить анализируемые ею события и культурные тенденции.«Фундамент любой культуры, источник, ответственный за все ее проявления, — пишет Рэнд, — это ее философия». И как философ, который изучал историю философии, Рэнд сформировала четкую и любопытную точку зрения на главных философов, их теории и на влияние этих теорий. Она имела право так поступить, но большинству из нас это право ещё предстоит заработать.Вдохновляя на сложные и глубокие вопросы В эссе «Природа правительства» Рэнд пишет:«Источник власти правительства — "согласие подчинённых". Это означает, что правительство — не правитель, а слуга или агент граждан; следовательно, у правительства нет никаких прав, кроме тех, которые ему делегируют граждане».С учетом знакомой политической традиции, унаследованной от отцов-основателей Америки, легко прочитать мысль Рэнд о «согласии подчинённых», кивнуть и перейти к следующему абзацу. Но если прочитать этот отрывок вместе с работами других философов, таких как Томас Гоббс, Джон Локк и Джон Ролз, которые много размышляли о проблеме согласия и сформулировали взгляды на природу согласия и роль, которую оно играет в легитимации авторитета правительства, это повлечет множество вопросов, которые можно и нужно задавать.Рэнд неоднократно обращалась к знаниям других философов и философских систем, чтобы интерпретировать и осмыслить события и культурные тенденции.Что на самом деле кроется во фразе «согласие подчинённых»? И на что именно они соглашаются? Когда и в какой форме регистрируется согласие? Требуется ли для этого открытое заявление или только какое-то молчаливое согласие? Нужно ли вообще согласие, если правительство делает именно то, что, по мнению Рэнд, должно делать? Изучение и понимание различных философских точек зрения на эти и многие другие вопросы помогает понять всю сложность проблемы и то, насколько неочевидны ответы на эти вопросы. Благодаря этому мы можем лучше формулировать собственные взгляды и уже не так просто принимаем ответы. В конечном счёте, если изучить философию на должном уровне, эти знания помогут достичь более чёткого и глубокого понимания объективизма и уникального взгляда, который он предлагает на культуру и тенденции нашего времени.Книги и эссе Айн Рэнд:Подробнее о книгеАйн РэндИсточникГлавные герои романа — архитектор Говард Рорк и журналистка Доминик Франкон — отстаивают свободу творческой личности в борьбе с обществом, где ценят «равные возможности» для всех. Вместе и поодиночке, друг с другом и друг против друга, но всегда — наперекор устоям толпы. Они — индивидуалисты, их миссия — творить и преобразовывать мир. Через перипетии судеб героев и увлекательный сюжет автор проводит главную идею книги — ЭГО является источником прогресса человечества.Подробнее о книгеАйн РэндКапитализм«Незнакомый идеал»Сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы. В них автор на примерах из общественной, политической и экономической жизни доказывает основной посыл своей философии: человека может сделать свободным и счастливым только система, ставящая во главу угла личность, система, основанная на рациональности, свободном обмене идеями и товарами, а именно — капитализм.Подробнее о книгеАйн РэндГимнФилософские рассуждения о добре и зле, о вечных темах просвещенного разума и залегшего во тьме невежества примитивизма. Книга о том, насколько отдельная яркая личность не вписывается в серую массу людей с одинаковым мышлением и устоями, и о том, насколько губительна тоталитарная система для нормального развития общества.Подробнее о книгеАйн РэндДобродетель эгоизмаСборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы и объединенных одной темой — защитой концепции «разумного эгоизма» как этической основы свободного капиталистического общества.Автор доказывает, что только в рамках системы, которая ставит во главу угла права личности и разум, люди могут свободно развиваться и обретать счастье, не оказываясь порабощенными диктаторами, государством и другими людьми. А значит — только такую систему можно признать нравственной и соответствующей человеческой природе.Подробнее о книгеАйн РэндАтлант расправил плечиК власти в США приходят социалисты и правительство берет курс на «равные возможности», считая справедливым за счет талантливых и состоятельных сделать богатыми никчемных и бесталанных. Гонения на бизнес приводят к разрушению экономики, к тому же один за другим при загадочных обстоятельствах начинают исчезать талантливые люди и лучшие предприниматели. Вместо всеобщего процветания общество погружается в апатию и хаос.Подробнее о книгеАйн РэндМы живыеЭто первый роман Айн Рэнд. Главная его тема — человек против государства, личное счастье против общественного блага — мастерски проведена через фон драматических событий в жизни Петрограда-Ленинграда начала 1920-х годов.Подробнее о книгеАйн РэндРомантический манифест«Философия литературы»Как писательница, Айн Рэнд знала творческий процесс изнутри, как философ, она считала необходимым его осмыслить. Почему «Анна Каренина» является самым вредным произведением мировой литературы, а Виктор Гюго — величайшим писателем-романтиком? В чем цель искусства и кто его главный враг? Можно ли считать искусство «служанкой» морали и что объединяет его с романтической любовью?Читайте также:30 книг для писателей и сценаристов, чтобы написать свой первый бестселлерКак поймать читателя на крючок: 5 элементов захватывающей первой строки«Садитесь и пишите»: 10 советов современников

[]