Войти в почту

Банкротство гражданской религии США

Известны случаи, когда один день определял ход мировых событий на десятилетия вперёд. 3 ноября 2020 года может стать ещё одним таким днём в истории. Разумеется, речь идёт об выборах президента США.

Агония Pax Americana продолжается как минимум с 2008 года, причина тому — непримиримый раскол элит, который всё сильнее влияет на нижние этажи американского общества. После событий в Мичигане стало понятно, что запущен американский вариант майдана, который используется Демократической партией для давления на Дональда Трампа, а по сути, на «Америку традиционного большинства». Выборы могут стать последней каплей. Демократы говорят, что Трамп должен мирно передать власть, словно бы голосование уже состоялось. Типичное «Мы здесь власть!» — украинско-белорусский рецепт.

Российские СМИ привычно иронизируют по поводу «дня Х», но многим сегодня не до смеха. Ставки слишком высоки. В принципе даже не очень важно, кто победит. Главное, что в мире уже существуют две Америки, две американские нации, которые движутся по разным историческим траекториям — как в XIX веке, года вспыхнула война между Севером и Югом. Вот только новая Гражданская война — пока ещё гибридная, но уже не «холодная» — будет определять судьбы не одной страны, но целого мира.

Противостояние групп граждан в США идёт не первый год. В 202 году столкновения стали массовыми, в них включились тысячи граждан, целые штаты попали в осаду. Граждане США уже запасаются огнестрельным оружием и бронируют места в специальных убежищах. Они понимают, куда идёт их страна. Но немногие до конца понимают, что именно происходит с сегодняшней Америкой. Но внимательный взгляд позволяет выделить в происходящем «бардаке» самое главное: началось обрушение американской национальной идентичности. Этот процесс пока что полуприкрыт яркими кадрами межклановой вражды. Но, по всей видимости, именно он, в конечном счёте, определит будущее Соединённых Штатов и — во многом — остального мира.

Гибридная гражданская война и крушение американской идентичности идут рука об руку. Связано это с тем, что знаменитую американскую «гражданскую религию», лежащую в основе национальной идентичности американцев, затронул деструктивный процесс, в который вовлечены все социальные слои и этнические группы.

Начало всему положил подрыв американского института президентства. Как известно, американская идеология (она же и квазирелигия) считает некоторые социальные и политические институты священными, президентская вертикаль — один из них. После того как либеральный истеблишмент продолжил войну с уже избранным президентом, это де-факто нанесло удар не только по Трампу, но и по политической системе в целом. Целились в республиканцев, а попали в американское государство.

Процесс осыпания идентичности захватывал все более глубокие пласты американского самосознания. Как известно, в основе любой гражданской религии, кроме сакральных фигур и событий, присутствуют два-три исторических сюжета, имеющих для большинства граждан статус национальной драмы. Например, для русских это Великая Отечественная и её символический центр — День Победы. Для США характер национальной драмы наряду с Войной за независимость имеет Гражданская война. Формально это была справедливая война за отмену рабства, хотя фактически борьба с дискриминацией стала предлогом для оккупации и ограбления Севером южных штатов, что вполне недвусмысленно показано даже в популярной книге Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Но в массовом сознании Гражданская война — это всё же праздник освобождения и равенства. Именно в эту точку и был нанесён удар событиями, начавшимися в Мичигане и имевшими псевдорасовую повестку. Если в XIX веке чёрных всё-таки освободили, то сегодня всем здравомыслящим американцам понятно, что никакого государственного расизма в стране с позитивной дискриминацией, соцпособием и непременным чёрным положительным героем в кинобоевиках не существует, а лозунг движения «Black Lives Matter» («Жизни чёрных имеют значение»), в сущности, сам является расистским, поскольку очевидно, что на самом деле значение имеют все жизни, а не только чёрных. Фактически так был дан старт открытому апартеиду наоборот. В результате нынешние белые каются за преступления, которые не совершали, перед теми, кто никогда не был в рабстве. Педалируя всё это, кураторы псевдорасовых «протестов» (а по сути, погромов) прямо девальвируют в сознании обывателя важнейшую национальную ценность.

Наконец распад идентичности добрался до самых основ американского самосознания. Вслед за верой в госинституты, полицию, СМИ, евангелистов-проповедников и равноправие у американцев исчезла вера в самое святое: в то, что их страна — рай для эмигрантов и «отверженных», лучшее место на Земле для построения успеха. Это крах американской мечты и базовых ценностей, некогда провозглашённых отцами-основателями США, такими как Джордж Вашингтон или Томас Джефферсон. Ещё несколько лет назад никто не предполагал, что дело дойдёт до войны с памятниками, но сегодня их обливают краской и валят с пьедесталов так же, как на Украине. В число виновных попали даже Христофор Колумб и Мигель Сервантес (хотя последний и сам побывал в рабстве на алжирской галере).

Так недавние адепты побивают камнями отвергнутых пророков. Надписи, сделанные погромщиками на стенах банка в Бруклине, — «классовая война» и «смерть Америке» — дополняют картину. Американские интеллектуалы констатируют: «Господь отобрал у них разум». Но, кажется, потеряно нечто ещё более существенное. Сегодня речь идёт о банкротстве гражданской религии США и утрате ощущения национальной субъектности.

День 3 ноября для США и мира станет историческим. В этот день ничего не решится, но начнётся то, чему историки гораздо позже дадут какое-нибудь громкое название. Например, крушение последней империи Запада, Pax Americana. Очевидно, что хаотизация США поставит крест на глобальном неолиберальном проекте, который в период лидерства США откровенно захлебнулся. Сегодня людям нужны социальные возможности, а не «свободы», гуманность, а не «гуманизм», любовь, а не «политкорректность», солидарность, а не бесконечная «борьба дискриминацией». Наконец, нужна свобода от двойных стандартов.

Главный вопрос сегодня заключается в том, что может прийти на смену прежнему миропорядку, созданному США, после гибели Римской империи американской нации. Теперь это вопрос отнюдь не умозрительный. И ответить на него сегодня может только Россия.

Александр Щипков, политический философ, советник председателя ГД ФС РФ, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета