Наследие аль-Фараби как способ улучшения нашего мира
27 октября при поддержке посольства Республики Казахстан в России в формате онлайн прошtл международный научный круглый стол «Универсальная интеллектуальная модель аль-Фараби», посвященный 1150-летию одного из крупнейших мыслителей средневекового Востока Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, получившего почетное прозвище «Второй учитель человечества» (то есть второй после Аристотеля).
Более двух с половиной часов специалисты по Востоку говорили об актуальности творческого и научного наследия аль-Фараби в ХХI веке, и прежде всего для молодежи, о глубинных смыслах его философии, его модели «идеального человека» и «идеального общества». Обсуждались новые подходы к трактованию и пониманию его текстов, и главное – о том, как активнее популяризировать его идеи в современном мире.
Воспитать граждан-созидателей
Открывая круглый стол, модератор встречи Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в России Ермек Кошербаев отметил, что выдающийся ученый опередил свое время на несколько столетий, в своих взглядах на обществознание, политику и философию во многом был пионером, неслучайно его блестяще выстроенная теория о развитии государства невероятно актуальна сегодня и поэтому представляет большой интерес.
«Оценивая духовное наследие аль-Фараби, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал формировать ценностные ориентиры у подрастающего поколения казахстанцев на основе воззрений таких выдающихся мыслителей, как аль-Фараби. «Пусть заповеди предков живут в наших сердцах», – написал глава Казахстана в предисловии к 15-томнику аль-Фараби, вышедшему к его юбилею», – напомнил Ермек Кошербаев, поблагодарив участников круглого стола – ученых из Казахстана, России и других стран – «за бережное сохранение духовного наследия великого мыслителя».
В своем выступлении ректор Казахского национального университета (КазНУ) имени Аль-Фараби, академик Галымкаир Мутанов рассказал о недавнем участии в глобальной научной интернет-конференции (совместно со штаб-квартирой ООН и ее Генеральным секретарем Антониу Гутерришем), посвященной 1150-летию аль-Фараби и 75-летию ООН под названием «Разум во имя мира».
«Сейчас все мы объединены одной целью: улучшить мир настоящий. А аль-Фараби рассчитывал на созидательную роль разума, поскольку сила разума способна изменить мир к лучшему, восстановить нравственные и созидательные ориентиры. Разум является научным орудием победы добра в мире, поэтому для него формирование разумных граждан является делом первостепенной важности», – подчеркнул ректор КазНУ.
По словам академика Мутанова, учение аль-Фараби именно сейчас (тем более в период мирового кризиса) очень актуально и востребовано, и одну из важнейших ролей здесь играют современные университеты, призванные не просто готовить специалистов в отдельных областях знаний, но формировать из них «разумных граждан-созидателей», воспитывать студентов «на основе интеграции знаний и духовности, в духе глобальной гражданственности». Процитировав тезис аль-Фараби о том, что «знания без воспитания способны принести вред, а не пользу», ректор призвал своих университетских коллег готовить специалистов, формируя в них самые высокие человеческие качества.
Синтез античной философии и науки
Доктор философских наук, профессор Института востоковедения Тауфик Камель Ибрагим назвал аль-Фараби «первым крупным реформатором и модернизатором мусульманской мысли».
«До аль-Фараби мусульманская культура жила изолированно от другой традиции мирового масштаба – от античной философии и науки. Благодаря аль-Фараби она поднялась на качественно новый уровень, и именно в его системе заложен весь синтез античной философии и науки», – заявил Тауфик Камель Ибрагим.
Какие глобальные открытия сделал аль-Фараби? Одна из главных заслуг мыслителя, по словам доктора философии Института Востоковедения, в том, что он сформулировал методологию и философию, объединяющую все религии планеты. «Если бы мы ориентировались на его учение, сегодня не существовало бы многих конфликтов, как внутри мусульманского мира, так между исламом и представителями других религий», – уверен Тауфик Камель Ибрагим.
Депутат сената парламента Казахстана от Туркестанской области Алимжан Куртаев напомнил, что личность аль-Фараби занимает особое место среди уроженцев Казахстана.
«Он родился в городе Фарабе, который позже стал называться Отраром и был крупнейшим торговым, научным и культурным центром средневекового Востока, и отсюда мыслитель начал свой путь к познанию мира. Он с детства увлекался науками, изучал персидский и греческий языки, впитывал все знания и интересовался буквально всем – от философии до астрономии, психологии, логики, медицины, права и музыки».
По словам сенатора, сейчас в Отрарском районе работает «Музей духовности» имени аль-Фараби, каждые пять лет проводятся научные конференции, посвященные его наследию, в «Аллее славных предков», открывшейся в районном центре, возведен памятник великому ученому, а его наследие является «нашим неиссякаемым достоянием», поэтому молодежь Казахстана вправе этим гордиться.
«Для меня была большая честь недавно с большой казахстанской делегацией посетить Дамаск, где находится мавзолей аль-Фараби. Больше всего поразило, что, несмотря на кровопролитную войну в Сирии, ни один снаряд, ни одна пуля не попали в усыпальницу величайшего философа. Думаю, это неспроста – даже Аллах бережет покой нашего великого предка», – уверен Алимжан Куртаев.
Часть культурного кода казахского народа
Известный арабист, тюрколог, переводчик средневековой восточной литературы Зифа-Алуа Ауэзова призналась, что говорить об аль-Фараби и тем более его преподавать – «всегда огромный праздник для души и ума». По ее мнению, интеллектуальное наследие мыслителя до сих пор дожидается своих исследователей и перед ними стоит важная задача составления более ясных комментариев к его текстам, а «для этого нужно до глубины проникнуть в суть его трактатов, заложенных в них идей и концепций аль-Фараби».
Ауэзова отметила огромное воздействие философии аль-Фараби на развитие и становление философского дискурса в средневековой Европе в то время, когда в ней господствовали схоластика, догматизм и такой дискурс практически был невозможен. Именно его труды, по мнению арабиста и тюрколога, дали мощный толчок развитию европейской философии.
«Еще важно, что аль-Фараби выступал защитником принципа свободы человеческой воли, он считал, что благополучие как отдельного гражданина, так и государства зависит от процветания умозрительной науки, причем государь обязательно должен быть и пророком, философом, иметь способности правильно мыслить, а каждый человек должен стремиться к познанию».
В этом смысле, считает Зифа-Алуа Ауэзова, по общности взглядов и духовных ценностей близок к аль-Фараби другой знаменитый уроженец Казахстана – основоположник казахской письменности, поэт Абай Кунанбаев, 175-летний юбилей которого сейчас широко отмечается в Казахстане и во всем мире.
В своем выступлении заведующая отделом философии Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки министерства образования РК Галия Курмангалиева подчеркнула, что наследие аль-Фараби в казахстанской философии стало рассматриваться как неотъемлемая часть культурного кода казахского народа. «Это не только историческое звено этого кода, но идеи аль-Фараби сами обуславливают национальный код казахстанского общества», – считает Галия Курмангалиева.
Она уверена: модернизация современного Казахстана исходит из того, что казахская национальная культура и ее язык лежат в основе будущего продвижения общества. «И в этом смысле изучение трудов мыслителя необходимо для понимания сущности казахстанской идентичности. Для нас очень важно понять нашу духовную общность, потому что мы существуем на едином территориальном пространстве, называемом Евразия, где славянские и тюркские народы живут в длительной исторической связи, и у них много общих корней», – считает Галия Курмангалиева.
«Открытие аль-Фараби – впереди»
Известный кинорежиссер, генеральный директор компании «Казахфильм», автор фильма об аль-Фараби Сергей Азимов, процитировав В. Ленина, напомнил, что «идеи становятся мощной силой, когда они овладевают массами». «2020 год, – продолжил свою мысль Азимов, – примечателен тем, что на юбилейной площадке «встретились» два философа – Абай и аль-Фараби. Если о философии и поэзии Абая прямо можно сказать, что это «наше всё», то популяризация аль-Фараби – это работа предстоящих времен».
Режиссер выразил надежду, что изучение интеллектуального и духовного наследия аль-Фараби будет иметь необратимый характер и не ограничится празднованием его юбилея.
«Если говорить о казахстанской национальной идее, то мое мнение: наша национальная идея – в популяризации этих двух интеллектуалов. Нужно проделать умную, правильную работу, чтобы аль-Фараби стал духовным учителем современного казахстанского народа. Очень надеюсь, что открытие аль-Фараби – впереди», – сказал Сергей Азимов.
Подводя итоги круглого стола, Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в России Ермек Кошербаев поблагодарил всех участников встречи за содержательные выступления и пообещал в будущем подобные научные дискуссии сделать традиционными. «Надеюсь, что пандемия скоро закончится, и мы сможем проводить подобные мероприятия в привычном формате», – подытожил посол.