Бомбы Второй мировой ослабили атмосферу Земли

Бомбы, использовавшиеся союзными войсками во время Второй мировой войны, были настолько велики, что их разрывы ослабили верхние слои атмосферы Земли. Об этом говорится в новом исследовании британских учёных, результаты которого опубликованы в European Geosciences Union journal.

Как союзники разбомбили ионосферу Земли
© U.S. Air Force photo/public domain/wikipedia.org

Бомбардировки союзников, начавшиеся в 1942 году, вызвали беспрецедентные разрушения на Земле. Такие города как Дрезден и Гамбург превратились в руины и пепел. Сегодня новые исследования показывают, что ударные волны навредили не только архитектурным объектам. Их влияние ощущалось на высоте до 1000 км от поверхности.

Ущерб атмосфере

Исследователи изучали ежедневные записи, хранящиеся в Исследовательском центре радио в Слау, Великобритания. Они внимательно рассмотрели и проанализировали, как менялась концентрация электронов в верхних слоях атмосферы во время 152-х налётов авиации союзников в Европе, включая налёты на Берлин и авиаудары в Нормандии. Имеющиеся данные показали, что концентрация электронов значительно снижалась при детонации бомбы, которая, в свою очередь, нагревала верхнюю атмосферу. Крис Скотт из Университета Рединга комментирует полученные результаты:

«Я был абсолютно поражён, когда я узнал. Каждый рейд высвобождал энергию, сопоставимую с разрядом не менее 300 молний».

Итогом стало значительное истощение ионосферы над Слау, несмотря на то, что бомбы разрывались за сотни миль.

Значение исследования

Проведённое британскими учёными исследование помогает понять, как природные явления — как молнии, извержения вулканов и землетрясения — могут повлиять на верхний слой земной атмосферы — ионосферу. Ионосфера же, в свою очередь, распространяет своё влияние на радиосвязь, системы GPS, радиотелескопы и даже некоторое параметры погодных систем.

«Мы давно знаем, что ионосфера контролируется солнечной активностью, но она варьируется гораздо больше, чем это можно объяснить воздействием только этого параметра», — говорит Крис Скотт.

Для справки: ионосфера — часть атмосферы нашей планеты, содержащая в значительном количестве свободные электроны и ионы, появляющиеся под воздействием идущих от солнца ультрафиолетового излучения и рентгеновских лучей. Большая часть ионосферы (около 80%) располагается в термосфере на высоте примерно 1000 км.

Эхо прошедшей войны

Совсем недавно, 24 сентября, саперами была обезврежена 500-килограммовая бомба времен Второй мировой войны, пишет издание «Инфорос». Её нашли в Кёльне во время строительных работ. На время сапёрных работ 2000 горожан вывели из опасной зоны, затем им разрешили вернуться в квартиры.

По оценкам экспертов, в конце Второй мировой войны на Германию было сброшено более 2 млн бомб различных калибров, из которых каждая пятая не взорвалась.