«Жестокий удар по всем». В Роскосмосе не могут объяснить причины неудачного запуска с космодрома «Восточный»

Что-то пошло не так. Спутник «Метеор-М», запущенный во вторник утром с космодрома «Восточный», не выведен на целевую орбиту. Причем это был второй запуск с многострадального космодрома. Согласно сообщению Роскосмоса, головная часть разгонного блока «Фрегат» и космический аппарат ранее были выведены на заданную промежуточную орбиту, но целевой так и не достигли.

Утром вице-премьер Дмитрий Рогозин поздравил расчет космодрома «Восточный» с успешным пуском «Союза». «Спасибо вам большое за то, что сегодня вы подарили всей нашей стране праздник», — в частности, сказал он. В Роскосмосе Business FM заявили, что пока не могут объяснить произошедшее и попросили перезвонить позже. Эксперты космической отрасли попросили подождать неделю. По их словам, тогда уже будет понятно, что же именно случилось при запуске

Ракета-носитель «Союз-2.1б» стартовала около девяти часов утра по московскому времени. Основная цель — вывести на орбиту третий гидрометеорологический аппарат «Метеор-М». Он весит около трех тонн и должен был пять лет вращаться по орбите на высоте 820 км.

«Метеор» должен был стать частью космического комплекса, который предназначен для получения данных о погоде, радиационной обстановки и мониторинга морской поверхности. Два «Метеора» уже были запущены ранее с Байконура. В виде попутной нагрузки вместе с «Метеором» ракета должна была вывести на орбиту 18 космических аппаратов: из России, Канады, Норвегии. Японии, Швеции, США и Германии. В расчетное время головная часть ракеты разгонного блока «Фрегат» и сам «Метеор» отделились от третьей ступени, но, как следует из сообщений Роскосмоса, до целевой орбиты спутник не дошел.

Источник ТАСС в ракетно-космической отрасли не исключает, что проблемы могли возникнуть из-за взрыва разгонного блока «Фрегат» после первого включения двигателей. Первое включение произошло, но пока неизвестно, штатно оно закончилось или нет, сказал он.

«Разгонный блок мог не доработать первый импульс или взорваться», — отметил собеседник агентства.

В свою очередь источник «Интерфакса» заявляет, что авария «Метеора» произошла из-за ошибки в полетном задании ракеты-носителя и разгонного блока. По его словам, «импульс был выдан в неправильном направлении и космический аппарат с разгонным блоком упал в океан». Пока нельзя исключать никаких причин, но версия о технической неполадке кажется наименее правдоподобной.

Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН:

«Грешить на этот блок — это последнее дело. У европейцев, я не могу сказать, что все, но, наверное, половина их навигационных спутников «Галилей» была запущена «Союзом-Фрегатом». Более того, есть множество заказов от европейцев. Вы, наверное, знаете, что существенный элемент космодрома в Куру составляет площадка для запусков «Союз-Фрегат». По-моему, не меньше 15 пусков было абсолютно удачных, все было хорошо. Конечно, там какой-то случай был, вроде бы, удалось разобраться, в чем дело, так что такой отказ — это полная неожиданность. Уж если на что-то грешить или в чем-то сомневаться, то только не во «Фрегатах». Когда такое случается, это жестокий удар по всем».

Запуск спутника «Метеор-М» был застрахован СОГАЗом, «Ингосстрахом», «Мегаруссом» и в ВСК на 2,5 млрд рублей, сообщает «Интерфакс». Можно ли считать случившееся страховым случаем? И станет ли это проблемой для самих страховщиков?

Александр Григорьев, член совета директоров «Ингосстраха»:

«Подтвердили четыре компании, что застраховали, из которых СОГАЗ, «Ингосстрах» — абсолютные лидеры страхования космических рисков, поэтому, когда и если случай будет признан страховым, никакой проблемы в этом не будет. Зная практику работы обеих компаний на рынке космического страхования, стопроцентно могу гарантировать, что этот риск перестрахован, для выплат какой-то проблематики не вижу. Страховой ли это случай? По общему описанию — да. И если это типовая ситуация, то есть отказ техники, какие-то внешние вмешательства, условно, метеор или прочее, это все подпадает под страховую защиту. Мы в свое время так и разрабатывали систему страхования космических запусков. Поэтому на 95% это выглядит как страховой случай. Техники, инженеры и группа разбора должны будут определить реальные причины, после этого будут подписаны соответствующие документы государственной комиссией, на основании чего случай, скорее всего, будет признан страховым».

Первый запуск с «Восточного» также не был гладким. В апреле, за десять минут до старта ракеты-носителя, на котором присутствовал Владимир Путин, автоматика дала отбой. В результате запуск перенесли на следующий день, а вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Игорь Комаров получили выговоры. Как позже выяснилось, сбой произошел из-за неполадок с одним из кабелей.