Войти в почту

Археологи «омолодили» ряд находок из Алтая и Евразийских степей

Ученые Алтайского государственного университета и Центра по изучению климата, окружающей среды и хронологии Королевского университета Белфаста поставили под сомнение возраст ряда артефактов и органических останков, найденных в степях Евразии и на Алтае.

Археологи «омолодили» ряд находок из Алтая
© РИА Новости

Почти все артефакты гораздо моложе, нежели чем их прежде датировали археологи. Разница в возрасте в некоторых случаях составляет более тысячи лет. Причина неправильной датировки в пресноводном резервуарном эффекте (ПРЭ), сообщает издание Наука в Сибири.

Радиоуглеродное датирование — это один из самых распространенных и точных методов в археологии. Его применяют как для определения возраста отдельных органических образцов, так и для построения надежной хронологической шкалы археологических культур и исторических событий. Однако перекрестная проверка радиоуглеродных данных другими методами датировки иногда показывает серьезное их несоответствие. Радиоуглеродный метод показывает более древний возраст. Причины этого до недавнего времени были не вполне понятны ученым.

Российские специалисты проанализировали около 160 образцов, собранных в разных экспедициях, из них 50 археологических пар из 30 памятников. Кроме того, привлекались данные из некоторых предыдущих исследований. Оказалось, что причиной расхождения в датировках является пресноводный резервуарный эффект (ПРЭ). Он проявляется в мнимом более древнем возрасте каких-либо останков, например, человека, в чей рацион входил так называемый «старый» углерод из пресноводных источников. Такой углерод могут содержать и различные артефакты, такие как глиняная посуда, сделанная с добавлением костей рыб и раковин моллюсков в качестве примеси.

«Старение» углерода происходит, когда он прекращает обмен с атмосферой — например, со смертью организма. Важнейший его источник в пресной воде — карбонатные минералы в грунтовых водах. Поскольку многие осадочные породы состоят из скелетов морских организмов, умерших миллионы лет назад, они представляют собой своеобразные хранилища «мертвого» углерода. Растения и водоросли насыщаются этим углеродом, который потом передается вверх по пищевой цепочке моллюскам, рыбам, водным млекопитающим, и далее — к наземным животным и, наконец, к человеку.

Дело в том, что источником углерода в организме человека и животных как раз и является потребляемая ими пища. Доля радиоактивного углерода в ней зависит от того, из какого источника она происходит. Если из источника с более низким, чем в атмосфере, уровнем изотопа 14С, то и в организме потребителя может проявиться резервуарный эффект.

Величину резервуарного эффект для археологических находок ученые определяли по разнице в радиоуглеродном возрасте синхронных образцов наземного и водного происхождения (к последним помимо непосредственно останков рыб также относятся кости животных и человека, в рацион которых могли входить пресноводные продукты).

«Оказалось, что резервуарные эффекты очень широко распространены в Евразийских степях. Их величины крайне разнообразны как в современных образцах, так и в археологических парах. В костях человека погрешность может колебаться, по нашим данным, вплоть до тысячи лет», — заключила научный сотрудник Центра по изучению климата, окружающей среды и хронологии Королевского университета Белфаста доктор Светлана Святко.

Сейчас исследователи разрабатывают базу данных по пресноводным резервуарным эффектам для Евразийской степи, чтобы ученые имели возможность датировать археологические находки из этих мест более точно.

Ранее сибирские археологи подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о появлении древних людей на территории Сибири.