Войти в почту

Найдены виновные в порче средневекового ватиканского пергамента

Ученые решили разобраться, кто портит архивы папы римского, повреждая пергамент и оставляя на нем фиолетовые пятна. Ранее ученые искали следы микроорганизмов, которые могли бы быть виноваты, но ничего не нашли. Авторы нового исследования решили попробовать, использовав метагеномное секвенирование, еще не применявшееся для таких целей.

Найдены виновные в порче ватиканского пергамента
© G. Vendittozzi

Для исследования взяли пергаментный свиток XIII века, который рассказывает о судьбе солдата, нечаянно убившего человека и оказавшегося в темнице на 34 года. Свиток с XVIII века хранится в архиве, в котором поддерживается постоянная температура и влажность, но до этого он успел покрыться фиолетовыми пятнами, так что теперь его сложно читать.

Ученые взяли образцы испорченных и чистых участков пергамента и проанализировали их метагеном — то есть совокупность всех генов микроорганизмов, какие есть в пробе — и химический состав свитка.

Анализ метагенома подтвердил, что на фиолетовых и чистых кусках пергамента жили разные микроорганизмы. На грязных местах оказалось больше всего бактерий из класса гамма-протеобактерий, в основном из порядка Vibrionales.

А химический анализ с помощью спектроскопии показал, что фиолетовые пятна — это бактериородопсины, пигменты, похожие на родопсин, зрительный пигмент человека. По мнению ученых их почти наверняка выработали археи из класса галобактерий.

Однако анализ метагенома не обнаружил галобактерий. Тогда ученые предположили, что порча пергамента происходила в два этапа, связанных с технологией производства пергамента. Когда из шкур делали материал писчий материал, использовали морскую воду, соль из которой должна была сделать пергамент долговечнее. Таким образом, в пергамент попали и галобактерии, живущие в море. Они поселились в свитке и выделяли фиолетовый пигмент, портивший свиток.

Постепенно соли в коже стало меньше, и галобактерии погибли, так как им нужен NaCl для поддержания стабильности клеточной стенки. На смену им пришли гамма-протеобактерии, которых и застали ученые.