Ученые призвали повысить требования к научным работам

Группа влиятельных ученых выдвинула предложение резко повысить требования к статистической значимости в научных работах. «Золотым стандартом» p-значения (значения вероятности) они предлагают считать не 0,05, как сейчас, а 0,005. Об этом сообщается в препринте на сайте (материал также выйдет в журнале Nature Human Behavior).

Ученые призвали повысить требования к научным работам
© globallookpress.com

Среди 72 авторов проекта такие известные эксперты в области воспроизводимости результатов научных исследований как Брайан Носек и Джон Иоаннидис. Они уверяют, что реформа поможет снизить число ложно-положительных результатов (например, когда автор статьи «находит» эффект, которого на самом деле нет).

Они объясняют свою позицию на примере: допустим, шансы на истинность проверяемой гипотезы составляют один к десяти (например, что некий препарат работает). Если в ходе эксперимента эффект препарата виден с p-значением 0,05, это означает, что нулевая гипотеза (отсутствие разницы между лекарством и плацебо) в три раза более вероятна, чем гипотеза проверяемая. Напротив, порог p-значения в 0,005 резко снизит вероятность нулевой гипотезы: число ложно-положительных результатов снизится с 35% до 5%.

Однако многие ученые жестко раскритиковали проект. Некоторые считают, что коррекция p-значения никак не поможет победить другие практики «плохой науки» — непродуманный план исследования, склонность журналов публиковать положительные результаты и игнорировать отрицательные, а также подгонки гипотез под результаты.

Другие исследователи возмутились тем, что новый стандарт увеличит стоимость клинических испытаний лекарств на 50-70%. «Фармацевтические компании… упустят много хороших препаратов, просто потому, что у них не хватит денег их испытывать», — заявил биостатистик Стивен Сенн (Люксембургский институт здоровья).