Волосы используют химический "язык" для координации роста друг друга

Волосы по всему телу используют два химических сигнальных пути для того, чтобы общаться друг с другом. Это открытие, сделанное недавно учёными из США, может помочь исследователям лучше понять причины облысения и, возможно, создать средство, помогающее этого избежать. Специалисты отмечают, что волосы не растут регулярно: каждый волосяной фолликул проходит через определённый цикл (анаген (период роста), катаген (переход от одной стадии к другой) и телоген (период покоя)). Так, предыдущие научные работы показали, что два химических сигнальных пути (их называют Wnt и BMP) играют важнейшую роль в регулировании роста волосков на спинах мышей. Теперь же Максим Пликус (Maksim Plikus) и его исследовательская группа из Калифорнийского университета в Ирвайне использовала математическое моделирование. Цель – увидеть, играют ли такую же роль сигнальные пути Wnt и BMP по всему телу. Как оказалось, "волны" этих сигнальных путей могут точно раскрыть циклы роста всех волосков на теле мышей. Это говорит о том, что волосы по всему телу используют один и тот же химический "язык" для координации роста друг друга. Сигналы, распространяющиеся по Wnt от одного волоса к другому, активизируют рост фолликулы, а последующие сигналы BMP, которые "выключают" работы стволовых клеток в этих фолликулах, останавливают рост. "Можно представить этот процесс как выполнение некого упражнения в лёгкой атлетике: люди бегут и передают эстафету, — поясняет Пликус. – Один бегун является активной волосяной фолликулой, он же передаёт активизирующий сигнал другой волосяной фолликуле". Разрушение этого комплекса сигналов может раскрыть причины нарушения роста волос у людей, а также понять, как решить эту проблему. Исследователям впервые удалось создать модель многих волосяных фолликул, которая точно предсказывала динамику роста волос по всему телу мышей. Учёные, основываясь на своей модели Wnt и BMP на небольшом участке, расширили её так, чтобы она охватывала всё тело грызунов. Модель смогла спрогнозировать определённые закономерности роста, которые затем учёные смогли идентифицировать у реальных мышей. Исследователи надеются, что их работа поможет создать пути решения проблемы облысения, так и излишнего роста волос. "Теперь у нас есть "дорожная карта" по оптимизации уровней активаторов и ингибиторов с целью получения желаемого роста волос", — заключает Пликус. Результаты исследования опубликованы в научном издании eLife. Добавим, что ранее генетики выяснили необычный факт: облысение мужчины "наследуют" от своих матерей. Специалисты считают, что справиться с этой проблемой в будущем способны столовые клетки и трёхмерная печать.

Волосы используют химический "язык"