Российский научный фонд обнародовал имена победителей первых конкурсов Президентской программы исследовательских проектов, направленной на поддержку долгосрочных проектов ведущих ученых и перспективных молодых исследователей. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Indicator.Ru. Программа стартовала в марте 2017 года. За прошедшие четыре месяца фонд провел три конкурса: по поддержке инициативных исследований молодых ученых, молодежных научных групп под руководством молодых лидеров, лабораторий мирового уровня. Четвертый конкурс планируется объявить в 2018 году. Конкурсы для молодых ученых фонд будет проводить ежегодно, для лабораторий – раз в два года. Заявки на участие в конкурсах подали участники более 5000 проектов из 72 регионов России. Решения по проектам принимали более 2500 российских и зарубежных экспертов. В результате 504 проекта молодых ученых получат гранты в размере 1,5-2 млрд рублей ежегодно, 239 молодежным научным группам окажут поддержку в 3-5 млн рублей и еще 31 лаборатория получит финансирование в 30 млн рублей. Большинство победителей конкурса лабораторий представляет области медицины, химии, биологии и инженерии. Крупные гранты РНФ получили коллективы из Эндокринологического научного центра, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, Сибирского федерального биомедицинского исследовательского центра, Университета ИТМО, МГУ имени М.В. Ломоносова и др. Вузовская и академическая наука в проектах представлены практически равномерно. Все проекты, претендовавшие на получение финансирования, должны были вносить существенный вклад в развитие науки и создавать задел для решения задач так называемых «больших вызовов», обозначенных в Стратегии научно-технологического развития России: проблем цифровой экономики (цифровых технологий и больших данных), высокотехнологичного здравоохранения, ресурсосберегающей энергетики. Особенностью конкурса стало обязательное участие бизнеса или учредителя через софинансирование проектов. Ежегодно доля софинансирования в объеме гранта РНФ будет увеличиваться, чтобы инновационная составляющая могла конвертироваться в конкретный продукт или решение.