Обучение чтению меняет глубинные структуры мозга

Чтение — сложный когнитивный процесс. В него входит визуальное восприятие символов, их декодирование, понимание общего композиционно-логического построения текста. Оно способно изменить структуру мозга: например, участники исследования 2013 года читали роман Роберта Харриса «Помпеи», и всего через девять дней фМРТ-сканирование обнаружило у них новые связи между нейронами. Некоторое время считалось, что изменения при чтении затрагивают только внешние области мозга — кору больших полушарий. Однако новые исследования показывают: восприятие текстов влияет и на глубинные структуры мозга. Это подтверждает новое исследование, проведенное учеными из Германии, Нидерландов и Индии. В исследовании приняли участие 30 жителей Индии в возрасте от 26 до 37 лет, из них 28 женщин и двое мужчин. Уровень грамотности населения в Индии сравнительно невысок: по оценкам ЮНЕСКО, грамотны только 72% жителей страны. Есть и значительные гендерные различия: читать и писать умеют 81% мужчин и только 63% женщин. Это один из самых высоких показателей гендерных различий на территории Евразии. Участники исследования жили в двух соседних деревнях на севере страны и имели примерно одинаковый доход. Это условие позволило снизить разницу, обусловленную социальными различиями. Изначально все участники не умели читать. Затем группа из 21 человека прошла полугодовые курсы чтения на родном языке хинди, девять человек вошли в контрольную группу. Структуру мозга участников исследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. У тех, кто прошел курс обучения, ученые обнаружили изменения в верхнем двухолмии и подушке таламуса. По-видимому, эти глубинные структуры мозга активно задействуются при чтении. Авторы работы говорят: «Глубинные структуры таламуса и мозгового ствола помогают нашей зрительной коре “отфильтровывать” важную информацию из потока визуальных данных еще до того, как мы сможем сознательно воспринять это». Связи между этими зонами и затылочной долей коры головного мозга, где находится основная часть зрительной коры, становились тем сильнее, чем лучше человек умел читать. А: карта районов изменений; В: развитие функциональных связей между регионами мозга; С: индивидуальные временные ряды гемодинамики; D: индивидуальные временные ряды BOLD-сигналов; Science Advances Результаты исследования важны не только для понимания механизмов чтения. Они помогут подробнее узнать, как возникает дислексия — комплекс расстройств, связанных с неспособностью воспринимать символы или грамотно писать.

Обучение чтению меняет глубинные структуры мозга
© Naked-Science.ru