Ученые запустили нейтринный телескоп на Байкале

Один из самых необычных в мире телескопов установлен астрономами в водах озера Байкал. Устройство площадью 1,5 кубических километра будет ловить загадочные космические частицы — нейтрино, сообщил сайт ТВЦ. Прибор состоит из 200 оптических модулей, которые погружены на глубину более километра. Каждая сфера-модуль сделана из стекла толщиной в один сантиметр, чтобы выдерживать высокое давление. Все устройства будут соединены друг с другом. Внутри каждого — детектор для фиксации частиц. Чистейшая байкальская вода не является для них преградой. По словам ученых, нейтрино несет информацию о процессах выделения колоссальных объемов энергии — взрывах сверхновых звезд и падениях светил в черную дыру. Телескоп поможет раскрыть тайны внутреннего строения Солнца, искать загадочную темную материю, понять процессы, протекающие в далеком космосе. Не исключено, что с его помощью удастся открыть новые свойства элементарных частиц. Нейтрино в обычных условиях зарегистрировать невозможно, но астрономы создали для него необычную ловушку. Способ основан на фиксации взаимодействия нейтрино с веществом, но для этого необходимы большие объемы воды, причем очень прозрачной. Обязательны большая глубина и наличие льда, который гасит помехи и позволяет разместить поверхностную научную станцию. Все эти условия есть на Байкале. Данные будут по сети интернет передаваться в центральную систему сбора данных. Кроме байкальского нейтринного телескопа, существуют его аналоги — в Средиземном море и на Южном полюсе. Работать с ними будет интернациональная команда ученых. Для полноценной работы установки необходимо подготовить 12 кластеров. В настоящее время ученые работают над вторым. В планах астрономов — закончить подготовку к великим открытиям за несколько лет. Напомним, недавно ученые в процессе изучения рисунков на колоннах древнего храма Гебекли-Тепе на юге Турции обнаружили свидетельства столкновения Земли с кометой приблизительно 13 тысяч лет назад.

Ученые запустили нейтринный телескоп на Байкале