На Байкале запустили подводный нейтринный телескоп

Он состоит из 200 оптических модулей, погруженных на глубину более километра. Чистейшая вода озера позволяет фиксировать прохождение мельчайших космических частиц. На суше от этого высокоточного и очень дорогого оборудования абсолютно никакой пользы. Лишь когда приборы поместят в воду, они начнут исполнять свою миссию: помогут узнать о космосе такое, что даже Эйнштейн боялся представить в самых смелых мечтах, передает "ТВ Центр". "Это называется оптический модуль нейтринного телескопа, он состоит из стеклосферы толщиной примерно сантиметр, чтобы выдерживать высокое давление", - сообщил старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований Баир Шайбонов. Между собой под льдом соединят почти 200 таких спрятанных в стекло приборов. Это основная часть одного из самых необычных в мире телескопов. Он займёт в пространстве полтора кубических километра. Внутри шаров – детекторы, которые будут фиксировать загадочные космические частицы-призраки - нейтрино. "Нейтрино несет информацию о процессах, в ходе которых выделяется невообразимая энергия, речь идет о таких процессах, как взрывы сверхновых звезд, падение звезды в черную дыру", - рассказал директор института прикладной физики Иркутского государственного университета Николай Буднев. Внутреннее строение Солнца, гравитационный коллапс массивных звезд, поиск тёмной материи – установка позволит понять высокоэнергичные процессы, протекающие в далёких астрофизических источниках. Благодаря телескопу учёные надеются открыть новые свойства элементарных частиц и даже обнаружить космические объекты, расположенные на невообразимых расстояниях от Земли. Собственно нейтрино зарегистрировать невозможно. Но ученые нашли для частицы ловушку. "Можно зарегистрировать только результат взаимодействия нейтрино с веществом. И вот один из наиболее эффективных способов состоит в том, чтобы регистрировать вспышки света, возникающие после взаимодействия нейтрино с веществом", - заявил Буднев. Для этого нужно много воды - обязательно прозрачной - и достаточная глубина, а также лёд, который позволил бы отсеивать различные помехи и временно разместить на поверхности научную станцию. Всем этим условиям отвечает озеро Байкал. "Все данные приходят по стандартным каналам интернет-связи в нашу центральную систему сбора данных, обрабатываются, а потом по системе оптоволоконной связи подаются на берег", - сообщил старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований в Москве Владимир Айнутдинов. В мире, кроме байкальского нейтринного телескопа, есть еще два – на Южном полюсе и в Средиземном море. Все три базы – интернациональные. Учёные работают на общий результат. "Моя работа в Праге заключается в том, чтобы писать коды. Недостаточно построить этот кластер. Нам надо будет начать собирать данные. Очень-очень много данных, и их надо будет структурировать и анализировать", - рассказал научный сотрудник Института экспериментальной и прикладной физики в Праге Лукас Файт. Чтобы установка заработала в полную силу, нужно построить 12 таких кластеров. Тот, что монтируют сейчас – лишь второй. Но учёные планируют справиться с задачей всего за несколько лет. За их работой следят коллеги со всего мира, ведь они уверены: на Байкале будут сделаны великие научные открытия.

На Байкале запустили подводный нейтринный телескоп