Ещё

Разработан назальный спрей, способный доставить лекарства прямо в мозг сквозь все преграды

Фото: Вести.Ru
Исследователи говорят, что в скором времени жизненно важные лекарства можно будет доставлять прямо в мозг очень необычным способом — по сути их нужно будет всего лишь втянуть носом. Такой способ доставки медикаментов станет возможным благодаря недавно разработанному назальному спрею, использующему наночастицы золота для того, чтобы пересечь гемато-энцефалический барьер.
Поясним, что речь идёт о физиологическом барьере между кровеносной системой и центральной нервной системой. Такой защитный барьер держит мозг человека в безопасности от повреждающих токсинов, но он также не позволяет и медикаментам эффективно работать, поскольку преграждает путь и им. Новый способ доставки лекарств позволит справиться с такой преградой.
Спрей был разработан командой исследователей из Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Распыляемый аэрозоль состоит из золотых наночастиц — они настолько малы, что способны проникнуть даже через гемато-энцефалический барьер.
Специалисты испытали разработку на саранче — насекомом с гемато-энцефалическим барьером и обонятельной системой, которая анатомически схожа с человеческой. Исследователи отметили, что они добавляли флуоресцентные маркеры, чтобы отслеживать движение наночастиц.
После самого воздействия спреем на саранчу наночастицы сначала перемещались через антенны насекомого, затем через обонятельные нервы, а потом прошли сквозь гемато-энцефалический барьер в течение нескольких минут, прежде чем распространиться по всему мозгу.
По словам исследователей, благодаря этому эксперименту можно предположить, что назальный спрей поможет доставить лекарства в мозг за 30-60 минут. «Самый короткий и, возможно, самый лёгкий путь к мозгу лежит через нос. Ваш нос, обонятельная луковица и затем обонятельная кора — два этапа эстафетного бега, и вы достигли коры головного мозга», — говорит один из авторов работы Барани Раман (Barani Raman).
Исследователи отмечают, что после лечения никаких заметных изменений в работе обонятельных нейронов у саранчи обнаружено не было.
Следующей этап работы — адаптировать технологию таким образом, чтобы наночастицы золота смогли перевозить различные виды лекарственных средств. Затем, конечно же, учёные намерены проверить, будет ли такой способ работать в организме людей. И если такой способ докажет свою работоспособность, то он станет одним из лучших вариантов доставки лекарств прямо в мозг, считают учёные.
Назальный спрей — новейший пример того, как нанотехнологии могут помочь улучшить здоровье человека: будет ли это борьба с опухолью или аллергией, крошечные наночастицы уже показывают большой потенциал в лечении тех участков тела человека, куда другие препараты просто не могут добраться.
Результаты исследования опубликованы в научном издании Scientific Re orts.
Кстати, это не первый пример использования наночастиц в качестве крошечных курьеров. Так, российские учёные разработали безопасные наночастицы для целевого лечения рака, их также намерены использовать для доставки препаратов против ожирения прямо к источнику проблемы.
Комментарии  Ещё 1 источник