Войти в почту

Откровения популяризаторов

— Три года назад начался бум, открылось солидное количество научно-популярных медиа: N+1, «Постнаука», «Арзамас», «Чердак». Отдел науки открылся даже в Life. Быть научным журналистом сейчас — модно, но нас никто не любит. Ученые — с их точки зрения мы пишем всякую ерунду. Но это полбеды — нас также не любят наши читатели. Если вы примеряете на себя роль мессии, несущего свет, остановитесь! Или вас тут же обломают в комментариях. Стоит написать, что прививки не приводят к аутизму — получите в ответ «Продажные! Вы все врете!» А напишите обзор на противовирусные средства — «А мне не помогло!» и традиционное «Продажные!» — Никогда не идите в научные новостники. Согнутая спина, наушники, приросшие к ушам, дымящаяся клавиатура, лихорадочное желание опередить всех станут вашими буднями. А в один прекрасный день вы начнете придумывать кликабельные заголовки: «В Африке обнаружены тупорылые подземные оранжевые крокодилы». Какому здоровому человеку такое в голову придет? А ведь крокодилы правда тупорылые, это реально существующий вид. — Заголовок — оружие digital-журналиста. Кликаете из любопытства и остаетесь читать качественный контент. Таков наш принцип. Не мы такие, жизнь такая. Другие новости аудитория не читает. — Кому именно в голову на Летней школе пришла идея «Красивой науки», я не помню. У нас было 19 участников, 8 микроскопов, 34 насекомых и 73 растения. Не скажу, сколько из них не пострадали. Честно говоря, пострадали все. — Зачем всем этим заниматься? Во-первых, это дает новый взгляд на привычные вещи, их новое восприятие, один из путей расширить свою картину мира. Во-вторых, это способ привлечения внимания к материалу, который порой удивляет даже ученых. — Если вдруг, ну вдруг, ваш ребенок предпочтет быть научным коммуникатором, искать компромисс между интересами людей от науки и людей из медиасреды, не падайте в обморок. Формирование научной картины мира в стране, две трети населения которой заблуждаются в научно установленных фактах — не менее важный труд, чем экспедиция на Марс. Как вы думаете, какой процент россиян считает, что антибиотики убивают и бактерии, и вирусы? Сколько людей так думают и покупают неправильные лекарства? 66 процентов. — Люди легче запоминают информацию, если сначала столкнуть их с заблуждением, опровергнуть его, а уже после рассказывать, как все устроено на самом деле. Это эффективный подход не только для пояснений, но и для очищения науки от ложных аргументов. — Ученые задумываются, а что если заблуждения, которые встречаются у гомеопатов, астрологов, встречаются и у них? И выясняется, что большую часть исследований нельзя воспроизвести в других областях науки, появляются работы вроде: «Почему большая часть исследований ошибочна?» — Будьте внимательны, учитывайте, что даже научные журналы могут ошибаться при коммуникации.

Откровения популяризаторов
© Чердак