Собаки похожи на двухлетних детей больше, чем шимпанзе

Согласно гипотезе культурного интеллекта, разум взрослых людей отличается от животных во многих смыслах, но эти отличия возникают главным образом потому, что у человека рано развиваются социально-когнитивные навыки. Они позволяют ему эффективно общаться с себе подобными, например, следовать за другими и привлекать к себе их внимание, таким образом, через социальное взаимодействие усваивая новые навыки. В 2,5 года дети уже смышленнее собак по части социальных навыков. Поэтому ученые решили сравнить двухгодовалых детей, собак и шимпанзе, как ближайших родственников человека, чтобы выяснить, демонстрируют ли они одинаковый культурный (коммуникативный) интеллект. Для этого ученые провели серию тестов с 552 собаками, среди которых были и домашние питомцы, и собаки-поводыри и служебные собаки, натренированные на поиск взрывчатки. Тесты представляли собой ряд испытаний, в которых животному требовалось выбрать или найти спрятанный объект (игрушку или лакомство) либо самостоятельно, либо с помощью человека — следя за его жестами, движениями и тоном голоса. Во втором случае как раз требовалось применение навыков коммуникативного интеллекта. Например, собаке нужно было выбрать, к какому человеку подбежать, на основании тона его голоса, или найти объект, на который указывает человек, или обойти препятствие кратчайшим путем. Подобные же тесты провели со 105 двухлетними детьми и 106 шимпанзе, которые содержались под присмотром ученых в нескольких африканских заповедниках. В каждом случае измерялись следующие факторы: продолжительность взгляда испытуемого на лицо человека, когда испытуемый искал предмет; пространственная память при поиске спрятанной еды; ингибирующий контроль (способность остановиться на пути к награде, если возникает неожиданное препятствие, и предыдущее поведение становится неэффективным); навыки различения объекта и его признаков и чувствительность к коммуникативным жестам — взгляду, протягиванию руки и т. п. Именно этот последний фактор считается ключевым достижением человеческого познания, который отличает наш вид от других человекообразных обезьян. Затем ученые провели сравнительный статистический анализ навыков, продемонстрированных детьми, шимпанзе и собаками во всех экспериментах. Выяснилось, что дети и собаки намного больше похожи по части навыков понимания другого, чем дети и обезьяны. Однако, в тестах на пространственное мышление с применением предметов физического мира преуспели, наоборот, обезьяны. Результаты собак были похожи на результаты детей не только на уровне вида, но и на уровне индивидуальных различий. По мнение ученых, наиболее правдоподобное объяснение этому феномену — конвергентная эволюция, при которой два вида так долго сосуществовали вместе, что развили одинаковые навыки для взаимодействия. К тому же человек постоянно проводил селекцию собак на основе их дружелюбного темперамента, терпимости, способности понимать невербальные жесты и низкого уровня агрессии. Возможно, эти навыки появились у собак на ранних этапах их эволюции, а возможно, были унаследованы еще от волков. Чтобы это понять, говорят ученые, требуются соответствующие эксперименты с волками. Исследование опубликовано в журнале Animal Behavior. Конвергентная эволюция человека и собак проявляется во множестве аспектов. Например, ранее ученые выяснили, что маленьким детям они часто ближе, чем братья и сестры, а женщины предпочитают говорить с собаками, как с детьми.

Собаки похожи на двухлетних детей больше, чем шимпанзе