«Человек без образования – раб». Умер академик Людвиг Фаддеев
Людвиг Дмитриевич не раз становился гостем «АиФ», на страницах еженедельника вышло несколько его интервью. Сегодня мы публикуем некоторые выдержки из них. О необычном имени Родители назвали меня в честь великого Бетховена. Отец долго одновременно учился на матмехе и в консерватории - не мог выбрать, что ему больше нравится. Я тоже играю на рояле, но не профессионально, стать музыкантом помешала война. Если же проследить историю семьи - я интеллигент в третьем поколении. Среди моих предков крестьяне, купцы и дворяне, фабриканты и инженеры - выходцы из средней России. Отец был профессором матмеха ЛГУ, членом-корреспондентом АН СССР. Мать занималась прикладной математикой, участвовала в атомном проекте. Помню, как отец, решив сложную задачу, стал возбужденно ходить по комнате. Я спросил: «Папа, много людей тебя поймет?» - «Человек пять», - ответил он. Я решил, что это мне не подходит. Поступил на физический факультет, в итоге занимаюсь математической физикой. Об утечке мозгов Она продолжается, но в гораздо меньших масштабах. В 90-х только из нашего института уехали 40 докторов наук. Из моих собственных учеников 15 полных профессоров работают в Англии, Франции, Америке, Германии, Ирландии Швейцарии. Сейчас некоторые аспиранты остаются за границей, но и там уже гораздо труднее устроиться. Сегодня чувствуется провал поколений. Целая плеяда блестящих ученых, преподавателей, которые могли бы учить молодежь, уехав, исчезла из нашей системы образования. Это одна из причин, почему молодых в науке сегодня немного. К тому же родители хотят видеть своих отпрысков богатыми, успешными и отправляют в юристы-экономисты. О престиже инженерных профессий не думают ни они, ни государство. Вот и проигрываем в целом ряде стратегических решений. Будем смотреть на вещи реально: большинство российских специалистов, которые осели за рубежом, возвращаться не собираются. Поэтому надо сделать так, чтобы они хотя бы часть времени проводили в России. Одно из предложений – мега-гранты. Идея следующая: выдающиеся ученые будут приезжать минимум на четыре месяца и создавать здесь лабораторию. На три года выделяется 150 млн руб., почти 5 млн долларов. Не скрою, сначала у меня это вызывало скептицизм, но когда посмотрел, как работают математики, стал относиться к проекту с пониманием. В Петербурге такой грант получил лауреат премии Филдса, которую приравнивают к Нобелевской, профессор Женевского университета Станислав Смирнов. Пока это касается университетов, но планируется распространить практику и на академические институты. О любопытстве Академик Арцимович как-то пошутил: «Наука – это способ удовлетворить собственное любопытство за государственный счет». Но в этой шутке большая доля правды. Возьмём электричество. Его развитие началось с опытов Фарадея, который открыл закон электромагнитной индукции. Затем Максвелл первым описал его математически, немецкие инженеры сконструировали динамо машину. Но Фарадей крутил рамочку в магнитном поле только потому, что ему было интересно. Прежде всего, им двигало любопытство. В итоге два человека сделали то, чем сегодня пользуется весь мир. Есть легенда, что в лабораторию к Фарадею пришла королева и спросила, зачем он экспериментирует с электричеством. «Мадам, когда-то из этого изобретения вы будете получать налоги», - ответил исследователь. В 1996-м меня пригласили на форум в Давосе, я выступал перед олигархами и сказал: «Господа, имейте в виду, что фундаментальную науку на все времена оплатили Фарадей и Максвелл, а вы пользуетесь ее достижениями бесплатно». Таких прорывов немало. Квантовая механика, которой я занимаюсь, тоже начиналась с любопытства. Но сегодня без ее достижений невозможны лазеры, мобильные телефоны, компьютерные диски – на ней основан весь прогресс. Об образовании Смешно говорить, что обширные знания не нужны. Они определяют развитие ума, культуру. Я в 12 лет читал Шекспира, потом мне легко было учить историю Средних веков. Это не нужно для математики, но для культуры - важно. А сегодня нас убеждают: достаточно, чтобы человек умел достать деньги из машины, говорить по-английски, быть коммуникабельным, конкурентоспособным. Все. Считаю, что таким образом готовят рабов - системы, государства. Люди знающие остаются сами по себе. Избытка знаний не бывает именно потому, что никто не знает, что потребуется человеку в жизни. Не сегодня, так завтра. Сейчас производству нужны специалисты, которые смогут легко переключиться с одной технологии на другую. А для этого надо развивать ум и кругозор, которые даются только знаниями, они учат мыслить, помогают обрести свободу. Кстати, Григорий Перельман получил идею, на основании которой доказал гипотезу Пуанкаре, во время командировки в США. Автор идеи, американский математик, потом сказал, что он тоже решил бы эту задачу, если бы познакомился с теоремами, которые знал Перельман. Но эти знания Перельман вынес из петербургского университета, от своих учителей академиков Александрова и Ладыженской. Поэтому помимо таланта обязательно нужно образование. Это наше национальное достояние и необходимо сделать все, чтобы его не потерять.