Ещё

Биологи связали африканскую «зомби-болезнь» с червем-паразитом

Фото: Fotolia/ romaset
Эпидемия необычных припадков, заставляющая многих детей на востоке Африки вести себя как зомби, оказалась связана с паразитическим червем, выделяющим нейротоксины в кишечнике, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.
"Наше открытие указывает так же и на то, что подавление иммунной системы может помогать не только носителям «кивательного синдрома», но и эпилептикам и прочим людям, страдающим от нарушений в работе мозга. Другой плюс — мы доказали, что уничтожение черных мух и паразитов навсегда решит проблему распространения этой болезни по Африке", — заявил Авиндра Нат (Avindra Nath), глава Национального института заболеваний нервной системы и инсультов в Бетесде (США).
В середине 60 годов прошлого века по восточной Африке начала распространяться загадочная болезнь, поражавшая в основном детей. Заразившиеся ей люди начинали периодически впадать в состояние «зомби», теряя связь с внешним миром и начиная постоянно кивать. По этой причине ученые начали называть эту болезнь «кивательным синдромом». Ее развитие приводит к атрофии мозга у взрослых и отставанию в развитии для детей. На сегодняшний день, по последним оценкам ВОЗ, несколько тысяч жителей Судана и Танзании страдают от этой болезни.
Достаточно долгое время, как рассказывает Нат, ученые не знали, чем вызывается эта странная болезнь — ни вирусов, ни бактерий в образцах крови ее жертв не нашли. Недавно ученые нашли следы того, что кивательный синдром может вызываться некими веществами в воде или в пище, а также червями-нематодами Onchocerca volvulus. Проблема заключается в том, что этот червь живет в кишечнике и не проникает в мозг, что ставит под сомнение его способность манипулировать работой нервной системы.
Нат и его коллеги доказали, что червь действительно умеет это делать, собрав и изучив образцы крови у нескольких десятков жителей Уганды, страдавших от этой болезни на протяжении нескольких лет. Все они были носителями яиц и взрослых особей Onchocerca volvulus, а в их крови содержались необычные белки, которые обычно отсутствуют в организме здоровых людей.
Проанализировав их состав, американские молекулярные биологи с удивлением обнаружили, что в организме червей и людей содержался один и тот же белок — лейомодин-1. Данное вещество представляет собой одну из ключевых сигнальных молекул в клетках мозга, которая управляет ростом отдельных нервных окончаний и соединений между нервными клетками.
Как оказалось, структура этого белка у червей и людей была очень похожей, из-за чего иммунная система человека не реагировала на проникновение его молекул в кровоток, а иммунный барьер между мозгом и остальным телом беспрепятственно пропускает их внутрь нервной системы из-за сходства белка нематоды с «настоящим» лейомодином.
Затем происходит следующее — когда иммунная система начинает бороться с паразитом, она вырабатывает антитела к его белкам. Так как лейомодин и белок нематоды похожи друг на друга, иммунитет начинает атаковать те клетки, которые его производят — то есть, не только червя, но и клетки мозга. Возникает острая реакция на молекулы лейомодина-1 в жидкостях мозга, которые иммунитет пытается подавить при помощи антител. В результате этого возникает острая воспалительная реакция, и большое количество нервных клеток гибнет, вызывая нечто похожее на эпилептический припадок.
Это открытие, как считают ученые, поможет медикам найти лекарство от «кивающего синдрома» и помочь африканским детям, уже страдающим от этой болезни, избежать дальнейших задержек в развитии.