"Библейские" урны раскрыли неожиданные изменения в магнитном поле Земли

Сосуды библейских времен помогли ученым выяснить, как менялось магнитное поле Земли. В их глине отпечатались следы магнитного поля, которые специалисты не находили даже в горных породах, сообщает

"Библейские" урны раскрыли неожиданные изменения в магнитном поле Земли
© Oded Lipschits

PNAS

. Направление стрелки компаса на планете меняется раз в полмиллиона – миллион лет. Около 40 тысяч лет назад северная стрелка компаса указывала бы на юг, а южная – на север. Израильские археологи под руководством Эреца Бен-Йосефа из университета Тель-Авива выяснили, что такие магнитные изменения можно отследить не только по горным породам, но и по древней посуде. С помощью глиняных сосудов из древнего города Рамат Рахель ученые выяснили, что в конце шестого века до нашей эры произошел значимый всплеск магнитного поля, информация о котором не отобразилась на горных породах. Это значит, что в те времена сила магнитного поля была мощнее текущей в два раза. Отмечается, что в составе глиняной посуды присутствуют атомы железа и гранулы пород, которые хранят информацию о том, в какую сторону было обращено магнитное поле. Если глину подвергнуть термической обработке, то эти данные «перезапишутся», а порода сохранит информацию о текущем состоянии поля. Благодаря этому, если знать дату изготовления сосуда, можно легко узнать, как выглядело магнитное поле Земли в далеком прошлом.