Минобрнауки поддержит конвергентное гуманитарное знание
Министерство Образования и Науки РФ занимается реформированием системы образования в стране. Глядя на их деятельность, мы обращаем внимание на то, в каких областях стране требуется научная мысль. Из приятных моментов можно отметить то, что 444 российским ВУЗам будет выделено 2.9 млрд руб на изучение ряда научных направлений, и что научные гранты распределяются по всей территории страны. Что касается гуманитарных наук, то, на первый взгляд, они поддерживаются крайне мало и в основном относятся к изучению малых народов и миграционных процессов. Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к замминистра образования и науки Людмиле Михайловне Огородовой, чтобы узнать, ожидается ли развитие гуманитарного знания, будет ли ему уделено внимание Министерства. Людмила Михайловна в интервью ответила следующее: «Во-первых, мы имели поручение Президента о развитии так называемых мультидисциплинарных технологий, частью которых являются и гуманитарные. Сейчас цифра определяет динамику развития нового научного знания, эффективность его развития – это тоже цифра. Цифра – это язык, а язык – это гуманитарное знание. Во-вторых, конечно, важно обратить внимание на новые технологии, которые внедряются сегодня. В мире на 70% структура науки – это качество жизни и наука о жизни. Это означает, что большинство новых технологий появляются для человека. Но технологии настолько прогрессивны, что их применение на человеке опережает наше понимание о том, можем ли мы это применять на человеке. Например, имеем ли мы гуманитарное право на редактирование генома, можем ли мы изменить ген ребенка, которого мы носим, чтобы он родился голубоглазым, или можем ли мы воссоздать человека? Например, возьмем дроны. В случае, если у этого дрона случится авария, где юридическое, гуманитарное знание о том, кто виновен? И так далее. Я считаю, что гуманитарная наука стала неотъемлемой частью структуры нового научного знания. В вопросе этики Российский Гуманитарный Научный Фонд (РГНФ) встал в полный рост по числу экспертов и экспертных советов, и Российский Научный Фонд (РНФ) тоже сейчас этим занимается. Мы выполнили поручение Президента о конвергентных, междисциплинарных технологиях, написали о них доклад, и поэтому в перечень приоритетных направлений сегодня добавлены природоподобные конвергентные технологии. Посмотрите последние указы, распоряжения. Осталось только разработать соответствующий финансовый механизм». Важным направлением поддержки науки является поддержка университетов. Недавно мы, как мы писали, Санкт-Петербургский и Московский университеты получили право защиты учёных степеней по собственным правилам. Мы попросили Людмилу Михайловну также рассказать нашим читателям о деятельности Минобрнауки по реформированию формы научного знания, и о том, какой опыт ведущих ВУЗов (Оксфорд, Кэмбридж) изучается нами и с какой целью. «Мы в любом случае изучаем формы развития науки, - сказала она, - По каким форматам развивается сегодня наука, какие приоритеты ей ставятся. Для того чтобы эти вопросы рассматривать, инспектировать, изучать мы смотрим в сторону ведущих образовательных и научных учреждений. Оксфорд и Кэмбридж делятся с нами эффективностью работы. Я думаю, они будут во все времена именем и школой. В этих учебных заведениях принцип консервативности состоит в очень высоких требованиях к профессионализму и знаниям. Видимо, это основа, которая позволяет им оставаться лидерами в науке, стабильными и устойчивыми. Конечно, они для нас являются организациями, опыт которых мы изучаем. Интересен и их научный опыт, они лидируют в темах, касающихся, например, антибиотиков и инфекций. При этом Кембридж отличается от Оксфорда тем, что он внедряет и коммерциализирует знания, создает реальные технологии. Его опыт создания инновационных инструментов, эффективность их реализации – это тоже очень важно для нас». В то же время, позиции России в некоторых аспектах научного знания также сильны по мнению английских экспертов. В интервью «Э-Вести» директор Британского Совета в России Майкл Бёрд сказал: «Россия сильна своими математиками. Люди здесь знают факты, а это очень хорошо для выпуска людей науки. Также Россия сильна своими специалистами по информационным технологиям, я полагаю, что это явление имеет как количественное, так и качественное выражение. В Великобритании же выпускники ВУЗов сильны в критическом мышлении, вопросах происхождения и оспаривания, однако, она в целом не точны. Это что-то наподобие традиции независимости суждений и ортодоксальности. Для нас не столь важны факты. Я не изучал историю Великобритании. Вероятно, мне лучше известна русская история, чем британская, поскольку мы не изучаем историю в школах. Я полагаю, что это позиции, которые Россия занимает в знаних, достойны всяческого уважения. Это имеет смысл». Источник: Russian Ministry of Education and Science