Ещё

Ученые объяснили, откуда берутся «ведьмины круги»

Фото: Популярная механика

В журнале <>Nature вышла статья, озаглавленная «Теоретическое обоснование мультимасштабных повторяющихся паттернов произрастания растительности» (A theoretical foundation for multi-scale regular vegetation patterns). Проще это название можно перевести как «откуда берутся „ведьмины круги“».

На всех континентах кроме Антарктиды находят места, где трава растет не как попало, а оставляет правильные окружности голой земли. Такие места называют «ведьмиными кругами» или «кругами фей», и суеверные люди часто приписывают их происхождение потусторонним силам.

С некоторых пор феноменом стали интересоваться и ученые. До сих пор существовало две гипотезы: одна — о том, что круги образуют насекомые, уничтожая растительность на постоянном расстоянии от своей «штаб-квартиры», другая — о том, что растения сами обмениваются друг с другом химическими сигналами, помогая ближайшим соседям и лишая отдаленные растения доступа к ресурсам.

Специалисты вели ожесточенные дебаты о том, чья версия справедлива, пока международная группа исследователей из Великобритании, Израиля, Кении и США не составили модели роста травы согласно обеим теориям и не выяснили, что образование «ведьминых кругов» объясняется действием обоих факторов.

Термиты в Намибии отводят воду от своих колоний, и в границах окружности вокруг центра жилища термитов трава не растет из-за нехватки влаги. Там же, куда мелиорационные усилия термитов не доходят, растения образуют свой собственный паттерн, который накладывается на мозаику сухих кругов вокруг термитников.

Ещё 1 источник