Ученые смоделировали образование «ведьминых кругов» в Намибии

Группа исследователей из США, Кении, Великобритании и Израиля смоделировала процессы, которые могут быть связаны с образованием в Намибии «ведьминых кругов» — окруженных травой участков голой земли. О результатах своей работы они рассказали в журнале Nature. «Ведьмины круги» в Намибии представляют собой круги почвы диаметром от 2 до 35 метров. Хотя случаи самоорганизации нередки, механизмы, стоящие за этим процессом, остаются неисследованными. Существует несколько предположений. Два из них, гипотеза взаимодействия и предположение о роли термитов, были объединены в последнем исследовании. Согласно первому предположению, круги образуются из-за того, что растения по-разному взаимодействуют друг с другом в зависимости от расстояния: поддерживают ближайших соседей и конкурируют с более далекими. Второе же предположение объясняет возникновение кругов деятельностью насекомых (муравьев и термитов) или грызунов. При составлении модели ученые использовали обе эти гипотезы. При этом они учитывали данные о подобных явлениях, обнаруженных в различных местах четырех континентов. Исследователи показали, что две гипотезы не являются взаимоисключающими. Они установили, что для возникновения кругов важны как взаимодействие между колониями термитов, так и влияние термитов на рост трав.

Ученые смоделировали образование «ведьминых кругов» в Намибии