Новейшие материалы для космоса будут испытывать в новом научном центре в Томске

ТОМСК, 20 декабря. /ТАСС/. Томский политехнический университет (ТПУ) совместно с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН открыл международный научно-образовательный центр ресурсных испытаний материалов, где, в частности, будут испытываться новейшие материалы для использования в космосе, сообщил на церемонии открытия центра ректор вуза Петр Чубик. "То, что мы создали (новейшие материалы для космических программ), нужно испытать на разные виды воздействий. Это будет делаться здесь", - сказал он. Благодаря новому центру вуз завершил формирование большого инновационного инжинирингового центра по междисциплинарным проблемам материаловедения. Ранее в рамках создания этой цепочки был открыт научно-образовательный центр "Современные производственные технологии" и Центр перспективных исследований "Многоуровневое динамическое моделирование материалов и конструкций". "Это очень тесно связанная цепочка, - пояснил Чубик. - Здесь полный цикл, чтобы новые перспективные материалы и изделия из них пошли в жизнь. Кое-что в жизнь уже пошло, в частности, в космос, самую агрессивную среду: сегодня на Международной космической станции (МКС) находится наш спутник "Томск-ТПУ-120". В следующем году запланированы выходы космонавтов в открытый космос, я думаю, он отправится в космос". Кроме того, вуз создает и испытает в новом центре 3D-принтер для печати инструментов в невесомости, который до конца 2018 года отправится на МКС, покрытия на солнечные батареи спутников, которые защитят панели от космической пыли. Кроме того, прорабатывается проект с Всероссийским НИИ авиационных материалов (ВИАМ) по созданию новых композиционных жаропрочных материалов на основе керамики для авиационных двигателей нового поколения. Общая стоимость вложений в центр составила 30 млн рублей. В нем будут проводиться фундаментальные и прикладные исследования ресурсных характеристик различных материалов, проходить научные исследования. Также на базе центра будет вестись подготовка кадров для промышленных и научных организаций. Директор Института физики высоких технологий ТПУ Алексей Яковлев отметил, что центр станет "единой точкой" по подготовке высококвалифицированных кадров и созданию материалов как для российских, так и зарубежных заказчиков. "Надеюсь, наш центр будет способен аккумулировать знания, технологии и выдавать заказчику в требуемом виде", - резюмировал Яковлев.