Войти в почту

Склепные истории

Недавно появилась информация о том, что ученым удалось выделить вирус оспы из мумии литовского ребенка, погибшего от страшной болезни еще в XVII веке и обнаруженного год назад в склепе вильнюсской церкви. Закономерно встал вопрос: откуда в Литве мумия? «Лента.ру» выяснила, что под Вильнюсом находится целый некрополь, где столетиями покоятся мертвые тела. Многим приходилось слышать о знаменитых катакомбах Парижа, в которых захоронены остатки шести миллионов человек. Вильнюс (ранее — Вильно) куда меньше французской столицы, и его некрополь не столь велик. Все жители города знают о знаменитом католическом костеле Святого Духа, находящемся между улицами Доминикону и Игното, подземелья которого порождали немало домыслов и слухов. Один из самых больших и красивых храмов Вильнюса поражает роскошью внутренней отделки и заслуженно принадлежит к числу главных достопримечательностей Старого города. В 1966-м храм так поразил великого поэта Иосифа Бродского, что тот посвятил костелу прочувствованные строки. Церковь здесь впервые поставил еще в 1408 году знаменитый литовский князь Витовт. За последующие столетия здание неоднократно разрушалось и вновь возрождалось, расширялось и перестраивалось. Часто это было связано с различными невзгодами: нашествиями, войнами и пожарами. В начале XVI века храм передали Доминиканскому ордену, именно тогда церковные подземелья стали использовать для захоронения умерших. Это девять обширных подвалов — вместе они образуют целый лабиринт. Страшнее этого лабиринта нет места в Вильнюсе. У каждого из подвалов два уровня, но, возможно, их больше: полного представления о подземной топографии нет ни у кого. Здесь находили упокоение представители самых разных сословий: монахи, солдаты, знатные люди Вильно и окрестностей, прихожане, внесшие наибольшую лепту в строительство, украшение и содержание храма. Мужчины, женщины, дети... Имена некоторых из них известны. Так, если верить документам и исследованиям ученых, тут обрели последнее пристанище умерший в 1627 году староста Лидского района Христофор Стефан Сапега, его супруга Анна и тесть Александр; воевода города Троки Александр Пац (умер в 1771-м), его родственник Людвик Пац с женой Викторией; княгиня Теодора Сапежина (1774). Однако в основном это тела жертв эпидемий. В те далекие годы чума, холера и оспа были частыми гостями крупных поселений. Эффективных методов профилактики и лечения этих болезней человечество еще не знало — и жуткий скелет с косой, как изображали смерть на старинных гравюрах, неизменно собирал богатую жатву. В 1812-м подземелья костела Святого Духа пополнились новыми «постояльцами»: при нашествии Наполеона на Россию в нем располагался госпиталь французской армии. Во время отступления французов, которое проходило и через Вильно, от ран и болезней тут скончались десятки тысяч человек, многие тела остались в подвалах костела. И сейчас некоторые мертвецы вильнюсского некрополя до сих пор облачены в остатки французской военной формы. Богослов, выпускник московского Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Коробкин рассказал «Ленте.ру», что в христианской традиции открытое хранение костей в склепах или часовнях — дело обычное. «Особенно это распространено у католиков. Подобный способ упокоения обычно применяется ради экономии места на кладбищах. Но тут могут играть роль и другие соображения, более возвышенного плана. Известно ведь, что согласно нашей вере однажды придет день, когда мертвые воскреснут. А раз так, зачем забрасывать их землей?» — пояснил собеседник. Но особенности подвалов вильнюсского костела Святого Духа в том и заключаются, что там многие из умерших сохраняются не только в виде костных останков. Тела не разлагаются полностью, а мумифицируются. Этому способствуют сухой воздух и постоянная прохлада. В итоге трупы подвергаются природной консервации и становятся мумиями. По подсчетам ученых, в подземельях костела находятся около четырех тысяч захоронений. Было обнаружено 153 гроба, мумии 473 взрослых и 85 детей, 205 черепов. В реальности же их, судя по всему, еще больше. В советские времена подвалы, не ведая об их интересном содержимом, решили подготовить для экскурсий. «Одна из галерей подвала оказалась замурована. Производители работ, предполагая, что за ней находится вход в еще один из монастырских подвалов, а то и подземных ходов, множество которых по преданиям было вырыто в разные века под Старым городом, стали разрушать стену. Им открылась жуткая картина: множество людей, стоящих и лежащих у стен подземелья и на полу, высохших, но с сохранившимися лицами, телами и одеждой. Прикосновения к этим телам оказались для них роковыми, одежда и мягкие ткани мумий рассыпались, оставляя кости. Когда же пыль осела, оставшиеся кости сгребли подальше от входа в дальний конец тоннеля. Приехавшие врачи санэпидстанции запретили дальнейшие посещения. Тоннель замуровали», — приводил подробности гид по Вильнюсу Валерий Зубаков. По его словам, захоронения делались не в один ярус. Учитывая замурованные ходы и ступени, ведущие вниз и упирающиеся в стену, можно предположить, что здесь находится еще много подземелий. Некоторые даже толкуют о якобы скрытых некогда сокровищах знатных горожан. Вход в подвалы располагается возле одного из боковых алтарей. Сверху дверца накрывается деревянным помостом, и, если не знаешь его точного месторасположения, входа не найдешь. Нынче простых посетителей пускают вниз с большой неохотой — опасаются болезнетворных вирусов, которые до сих пор сохраняются в телах. К тому же воздух с поверхности губительно действует на останки, и теперь их приходится обкладывать ватой в формалине. Опять же, гости то и дело норовят прихватить с собой какие-нибудь «сувениры» на память. Одна из посетительниц, которой все же довелось тут побывать, вспоминает: «Раньше в подземелья организовывались экскурсии. Но, во-первых, всякие шляющиеся портили микроклимат, из-за чего начался процесс разложения мумий. Так мало того, эти экскурсанты еще и норовили схабарить какую-нибудь косточку или череп на пепельницу. Посему экскурсии быстренько свернули». Тех, кто стал его свидетелем, зрелище сотен мумий потрясает до глубины души. Некоторые «экспонаты» внушают особенный трепет. Так, рассказывают, что посетителей особенно трогает мертвая мать, прижимающая к себе ребенка, словно на иконе. Правда, потом выяснилось, что это имитация: некие «шутники» специально вложили детский трупик в руки мертвой женщины… Сейчас в подземельях костела регулярно работают археологи. А несколько лет назад Вильнюс посетил итальянский ученый Дарио Пиомбино-Маскали, известный по документальному фильму «Мумии Сицилии». Осмотрев останки в подземельях костела, он вместе с литовским антропологом Римантасом Янакаускасом обследовал несколько наиболее сохранившихся мумий при помощи томографа и рентгена. Также ученый забрал в Италию небольшое количество тканей умерших, дабы подвергнуть их более тщательному анализу. Выяснилось, что люди, жившие несколько столетий назад, страдали вполне привычными нам болезнями: артрозом, артритом, ожирением, грыжами, разного рода опухолями и респираторными заболеваниями. В Прибалтике тема мумий характерна не только для Литвы. В склепе Митавского дворца в Латвии долгие годы лежало хорошо сохранившееся тело Эрнста Иоганна Бирона — некогда всемогущего фаворита царицы Анны Иоанновны, регента Российской империи. «Наши деды и бабушки, читатель, еще могли видеть Бирона, как живого. Отлично забальзамированная мумия его хранилась в склепе Митавского замка. Проездом через Митаву все русские имели обыкновение взглянуть на Бирона, за что кистеру (смотрителю — прим. «Ленты.ру») замка полагался один целковый. Бирон лежал в кафтане из коричневого бархата с нашитой на груди Андреевской звездой. Всех поражал его орлиный профиль, а череп Бирона, суженный кверху, расширялся внизу, делая нижнюю челюсть несоразмерно большой», — описывал картину писатель Валентин Пикуль. Он также привел воспоминания одного современника: «При посещении Александром II Митавы была открыта для него гробница Бирона, и сопутствующая государю княгиня Юрьевская-Долгорукая ударила труп по носу и сломала ему нос в наказание за то, что Бирон сослал ее предка. Сохранилась снятая с Бирона фотография». Своя занимательная история на этот счет есть и в Эстонии. В начале 1702 года в Ревеле (Таллине) умер фельдмаршал Карл Евгений де Круа. Это ему Петр I доверил командование русской армией. Но под Нарвой Круа потерпел поражение от шведского короля Карла XII (сохранившуюся мумию которого, кстати, фотографировали еще в начале прошлого века) и был взят в плен. В плену Круа и скончался, а так как фельдмаршал при жизни наделал огромное количество долгов, кредиторы запретили хоронить его тело до их уплаты. Более 100 лет Круа открыто пролежал в городской церкви Нигулисте, пока в 1819-м его не прикрыли стеклянной крышкой. За осмотр так и не разложившегося почему-то тела брали плату, которая шла на покрытие долгов покойного. «В узкой келье, освещенной готическим, разноцветным окошком, лежит он, завернувшись в чернобархатную альмавиву, в шелковых чулках, в белых изорванных перчатках, в кружевном галстуке и в длинном парике. Ростом высок, ногти длинные, аристократические, лицом похож на Сергея Львовича (дядю Пушкина — прим. «Ленты.ру»), но несколько поважнее, физиогномия спокойная, и, кажется, не внимающая пронзительному, плебеянскому воплю его заимодавцев», — писал поэт Дельвиг. Лишь в 1870-м власти распорядились прекратить «безобразие» и похоронить тело. Что произошло, однако, лишь в 1897 году. Видимо, не все захотели расставаться с хорошим доходом.

Склепные истории: вирус не приходит один
© Kiril Cachovski of the Lithuanian Mummy Project