Птичий помет помогает защитить Арктику от Солнца

Облака отражают часть солнечной радиации и снижают нагрев поверхности Земли. Для образования града, росы, дождя и облаков нужны ядра конденсации — парящие в атмосфере мельчайшие частицы диаметром около 80 нанометров, то есть, примерно в 1000 раз меньше диаметра волоса. Из других исследований известно, что такие частицы в море часто образуются из продуктов распада диметилсульфида (это вещество, которое образуют водоросли, оно играет важную роль в жизни птиц), которые соединяются с аммиаком и водой. Ученые обратили внимание, что летом в водах Северного Ледовитого океана у берегов Канады возрастает содержание микроскопических частиц в воздухе. Поскольку присутствие остальных компонентов ядер конденсации — диметилсульфида и воды — от сезона не зависит, ученые предположили, что это может быть связано с перелетными птицами, которые каждую весну возвращаются на север, чтобы отложить яйца и вырастить потомство. Морские птицы щедро покрывают камни птичьих базаров своим пометом, который под действием бактерий разлагается, выделяя в атмосферу аммиак, который и помогает в образовании зачатков будущих облаков. Ученые исследовали места гнездования перелетных птиц и выяснили, что действительно, присутствие аммиака в воздухе там выше, чем в среднем по океану. После этого они с помощью программы GEOS-Chem-TOMAS рассчитали отражающий эффект атмосферы, и оказалось, что вблизи от мест гнездования он вдвое выше, чем там, где птицы не живут. По мнению исследователей, результаты свидетельствуют, что птичий помет вносит вклад в образование облаков в Арктике и вообще в способность атмосферы Земли отражать часть солнечного света обратно в космос. Насколько сильно гуано понижает температуру Земли за счет отражения части солнечной радиации, сказать нельзя, но ученые обращают внимание, что глобальное изменение климата влияет на жизнь птиц, и пока трудно оценить общий эффект от взаимодействия всех факторов. Исследование описано в журнале Nature Communications. Ранее ученые заметили, что темпы роста содержания углекислого газа в атмосфере Земли замедлились.

Птичий помет помогает защитить Арктику от Солнца