Войти в почту

Российские ученые расширили представления об анатомической природе нарушений речи

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Сотрудники лаборатории нейролингвистики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики получили новые данные о причинах семантической афазии - нарушения речи и восприятия пространственных отношений. Открытие, описанное в журнале Cortex, может иметь важное значение для хирургов, проводящих операции на головном мозге, сообщили во вторник в пресс-службе НИУ ВШЭ. "С помощью структурной магнитно-резонансной томографии нам удалось получить новые данные, которые говорят о том, что нарушения височно-теменно-затылочной коры головного мозга есть не у всех пациентов, а вот нарушения в пучках нервных клеток, или проводящих трактах, которые соединяют разные отделы мозга и приходят в эту зону, есть у большинства", - говорит руководитель лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ и первый автор статьи Ольга Драгой, чьи слова приводятся в сообщении. При семантической афазии страдают пространственные отношения. В частности, больные не могут зеркально отображать движения других людей, а также не понимают слов, обозначающих положение предметов относительно друг друга в пространстве, например "в", "за", "над", "под", "выше", "ниже". Почти 70 лет назад выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия включил семантическую афазию в свою классификацию афазий (речевых нарушений), продемонстрировав, что дефицит логических связей между словами в предложениях совпадает с нелингвистическими (пространственными) нарушениями. Лурия изучал последствия огнестрельных ранений во время Великой Отечественной войны и пришел к выводу, что семантическая афазия возникает при очень специфических поражениях корковых отделов левого полушария: пересечения височной, теменной и затылочной областей. Новое исследование расширило эти представления. Исследование ученых НИУ ВШЭ имеет важное значение не только для лечения людей, страдающих афазией, но и для более глубокого понимания работы мозга: получается, что использование языка - это не работа нескольких основных "языковых" зон, а результат постоянного взаимодействия между множеством отделов мозга.

Российские ученые расширили представления об анатомической природе нарушений речи
© ТАСС