Российские математики объяснили существование "окна Овертона"
Российские и зарубежные ученые нашли математическое объяснение тому, как меняются убеждения в обществе, и почему люди часто наотрез отказываются верить во что-то, к примеру, в глобальное потепление, несмотря на 100% доказательства его существования, сообщает пресс-служба Университета ИТМО. "В человеческом сознании происходят постоянные преобразования тех или иных убеждений, чтобы исключить противоречия между ними. Мы одни из первых, кто стал учитывать образующиеся в ходе этого внутреннего процесса логические связи между убеждениями. Мы показали, как наличие этих связей может менять общественное мнение. И самое важное, что мы смогли изучить предложенные модели с помощью строгих математических методов”, – заявил Антон Проскурников, старший из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге. В истории человечества существуют сотни примеров общественно-политических и научных идей, опередивших время и поэтому не принятых обществом своей эпохи. К примеру, в Средние века люди считали, что Земля находится в центре Вселенной и все аргументы в пользу обратного обычно игнорировались или отправляли их носителя на костер, как Джордано Бруно, или за решетку, как Галилео Галилея. Со временем, такие идеи были восприняты или заново переоткрыты, когда продвигаемые ими принципы или ценности стали допустимыми с точки зрения морали или научных представлений. В общих чертах данный процесс политического или научного прогресса впервые описал известный американский публицист Джозеф Овертон в 90 годах прошлого века, и теперь он носит имя "окна Овертона". Проскурников и ряд ученых из США, России и Италии разработали математическую модель, которая точно описывает, как формируется это окно, изучив то, как менялось общественное мнение в США при обсуждении возможных планов по вторжению в Ирак после "демонстрации" госсекретарем США, Колином Пауэллом, образцов "химоружия" Саддама Хусейна. Для анализа этой ситуации российские и зарубежные ученые создали компьютерную модель общества. Она состояла из нескольких сотен "индивидов", каждый из которых обладал определенным набором мнений и мог влиять на окружающих, причем степень этого влияния на тех или иных "соседей" могла быть разной. Когда в этой "общественной среде" появлялась новая идея, она начинала распространяться среди "жителей" виртуальной Америки и менять уже существовавшие у них представления, так или иначе связанные с новой идеей. При анализе истоков войны в Ираке социологи выдвинули гипотезу, что у американских общественных деятелей в 2003 году образовалась ложная логическая связка между тремя убеждениями: у Саддама Хуссейна есть запасы оружия массового уничтожения в Ираке, что это является угрозой для США; поэтому вторжение США в Ирак будет борьбой за безопасность. Данная логическая связка, повлиявшая на формирование позиции общества по данным трем вопросам, выражается в том, что вера в первое утверждение влечет высокую уверенность в двух других. Результаты компьютерных расчетов при помощи модели Проскурникова и его коллег воспроизвели то, как менялось общественное мнение непосредственно перед вторжением в Ирак. Верным является и обратное: при разрушении веры в одно положение окно "схлопывается" и остальные постулаты, связанные с ним, также становятся для человека неубедительными. Когда реальных доказательств наличия химического оружия в Ираке не оказалось и многие американцы "разочаровались" в первом убеждении, это привело к поляризации мнений и к ярко выраженной неприязни по отношению к войне со стороны одной из половин общества. Схожим образом, как считают ученые, сформировались и обособились другие группы людей, придерживающиеся маргинальных идей – к примеру, коммуны веганов, считающих себя единственными "правильными" вегетарианцами на всей Земле, сообщества отрицателей изменения климата, противники прививок и группы прочих любителей заговора. Как считают авторы статьи, разработанная ими модель может помогать находить подобные примеры манипуляции общественным мнением, раскрыть иные принципы его формирования и научиться бороться с такими сдвигами "окна", которые были произведены американскими неоконсерваторами во время развязывания войны в Ираке для покорения общественного мнения.