Самки сурикат оказались настоящими тестостероновыми "мачо"

Сурикаты, небольшие плотоядные млекопитающие, оказались крайне необычными существами, доминирующие самки в группах которых производят в два раза больше тестостерона, чем самцы, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Сурикаты (Suricata suricatta) — представители семейства мангустовых, обитающие в пустыне Калахари на юге Африки. Сурикаты живут высокоорганизованными колониями по 20-30 особей, которые ученые называют кланами. Жизнь в больших группах помогла им выработать стратегию "коллективной обороны", позволяющая им заранее предупреждать сородичей о нападении хищников или других опасностях. Система отношений сурикатов в клане выстроена иерархически, с доминированием одной самки и одного самца. Потомство приносит только эта самка, пристально следящая за половой жизнью ее подчиненных и убивающая "нелегально" заведенных детенышей. Поэтому этой "альфа-самке" часто приходится вступать в конфликты, драться и усмирять как самок, так и подчиненных ей самцов. Кристина Дреа (Christine Drea) из университета Дьюка в Дареме (США) и ее коллеги раскрыли, вероятно, уникальный пример того, как необычная для слабого пола агрессивная манера поведения влияет на работу организма подобных доминирующих особей, наблюдая за жизнью нескольких кланов сурикат, живущих в национальном парке Куруман на территории ЮАР. Во время этих наблюдений ученые периодически отлавливали сурикат и брали у них пробы ДНК, крови и других биологических материалов, пытаясь понять, как их положение в "социальной пирамиде" клана могло влиять или было связано с особенностями химического состава их крови или работой генов. Эти простейшие замеры удивили биологов. Оказалось, что в крови большинства доминирирующих самок в тех кланах, за которыми следили Дреа и ее коллеги, содержалось очень высокое количество тестостерона, гораздо больше, чем типично содержится в теле самок сурикат, и почти в два раза больше, чем в организме подчиненных им самцов. Подобное открытие стало большой неожиданностью для ученых, так как высокая концентрация тестостерона в организме женщин и самок обычно ведет к негативным последствиям для их здоровья, понижению фертильности и даже к развитию бесплодия и повышенной уязвимости к паразитам, что наблюдается среди сурикат. Что еще более удивительно, уровень тестостерона во время беременности становился еще выше. Негативные последствия от "тестеронизации" самок, как раньше считали биологи, были причиной того, почему другие виды животных, где доминируют женские особи, не используют этот гормон для определения того, кто должен быть "альфа-самкой". По всей видимости, сурикаты по каким-то причинам готовы мириться с подобной нагрузкой на организм самок. Среди самцов наблюдалась обратная ситуация – они были, говоря образно, "феминизированы", так как в их организме эстроген, женский половой гормон, содержался в более высоком количестве, чем в теле самок. Это, как считают исследователи, объясняет то, почему самцы сурикат чаще заботятся о своем потомстве и реже пытают счастья "на стороне", чем самцы других видов хищных животных и сами доминирующие самки сурикат. Как полагают ученые, все эти негативные изменения в работе организма самок и самцов не имеют большого значения для сурикат по той причине, что они живут в больших социальных группах, где потомство воспитывается и выращивается коллективным образом. Благодаря этому пониженная плодовитость "мачо"-самок ведет не к исчезновению клана, а наоборот, к его укреплению и процветанию.

Самки сурикат оказались настоящими тестостероновыми "мачо"