«Обсерватория»: арт-интервенция в Нижнем Архызе

Романтики 1960-х годов мечтали помирить «физиков» с «лириками». Организаторы проекта «Обсерватория» предприняли не менее смелый опыт – попытались подружить художников с астрономами. Десант из российских и австрийских деятелей искусства отправился на Северный Кавказ, в специальную астрофизическую обсерваторию Академии Наук в Нижнем Архызе, чтобы, вдохновившись звездным небом, горными пейзажами и лекциями о расширяющихся вселенных, создать новые шедевры. При этом о формате арт-резиденций, успешно практикуемом в западных научных центрах, например, швейцарском CERN, речи не было: если в Европе художники проводят в научном городке несколько недель, впитывая атмосферу, вникая в предмет, и открывая ученым мужам преимущества иррационального подхода к действительности, участники «Обсерватории» побывали здесь с двумя краткосрочными визитами – в первый раз их привезли на экскурсию, во второй – на монтаж готовых объектов. Александра Паперно. Отмененные созвездия. 2016 «Нам читали лекции, но я ничего не поняла, – призналась одна из участниц, Ирина Корина. – Зато почувствовала, что в этом месте есть что-то возвышенное, романтическое. Обсерватория – словно некий храм, а астрономы – его жрецы». Ее «Светилища» – сияющие неоном и блестками объекты, с нарочитой наивностью иллюстрирующие серьезные научные понятия, такие как теллурий или Большой взрыв, – отлично смотрелись бы в «белом кубе» галереи, но на фоне панельного убожества научного городка выглядят незваными инопланетными пришельцами. Ирина Корина. Объект из серии «Светилища». 2016. Растерянность перед загадочным и необъятным, как расширяющаяся вселенная, миром научного знания чувствуется во многих работах участников проекта, попытавшихся перевести новые впечатления на привычный язык концептуальных жестов и прямолинейных метафор. Художница из Екатеринбурга Светлана Спирина сравнила траекторию падения метеорита с человеческой судьбой, устремленной к неизбежному концу, и проиллюстрировала это перформансом: скатилась с холма, зажав в руке настоящий метеорит. Анна Титова украсила макетную мастерскую неоновым панно с ликом шаловливого Эола: на скамейке под ним рабочие, по замыслу автора, смогут под шум станков отдохнуть и мирно пообщаться – о космологических аспектах античной мифологии догомеровской эпохи, не иначе. Юрий Пальмин. Нижняя площадка. 2016 Органичнее других выглядели работы авторов, продолживших в «Обсерватории» свои давние проекты, близкие к заданной теме. Александра Паперно перенесла свою графическую серию «Отмененные созведия» на деревянную основу и выставила в заброшенной православной церкви X века, сохранившейся на территории древнего городища Нижний Архыз. «Иконостас» из полусотни созвездий, отвергнутых учеными, в пустом холодном храме - глубокое и ясное высказывание о черной дыре забвения, не щадящей ни людей, ни богов. Фотограф Юрий Пальмин, завороженный архитектурой советского модернизма, нашел объекты для восхищения и в научном городке, унылые строения которого при всем желании трудно признать шедеврами. Серию снимков он разместил на облупившихся кафельных стенах заброшенного продуктового магазина – поэзия упадка и разрушения в квадрате. Самой яркой как в фигуральном, так и в самом прямом смысле слова оказалась работа Тимофея Ради, художника, парадоксально сочетающего аукционные рекорды с верностью романтическим идеалам стрит-арта. Чтобы увидеть ее, гостям открытия пришлось подняться на высоту около 2000 метров. Подвешенная на стреле подъемного крана неоновая надпись "Они ярче нас" сияла во тьме, пробивая плотную пелену тумана, надежно скрывшей от взоров людей и телескопов подразумеваемые автором звезды. Выставка «Обсерватория» открыта с 15 октября до 5 ноября. Организаторы – Специальная астрофизическая обсерватория РАН, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, Австрийский культурный форум во Москве, Gogova Foundation и Section A Wien, совместно с Бюро Федерального канцлера Австрийской республики. Тимофей Радя. Они ярче нас. 2016 Светлана Спирина. Падение (документация перформанса). 2016 Древняя церковь в окрестностях Обсерватории. © Фото Юрий Пальмин