Войти в почту

Гороскоп – это фальшивый червонец

Разгорелись дискуссии о возвращении астрономии в школу. Об этом, в частности, говорит новый министр образования Ольга Васильева. Последний раз оживление вокруг астрономии возникло в 2013 году, когда Челябинск попал под метеоритную атаку. Это событие говорит о том, что астрономия не только удовлетворяет любопытство, но имеет прикладное значение.Астрономия преподавалась в российских школах с конца 19 века и благополучно перекочевала в советскую эпоху. Ее преподавал, например, Циолковский. Курс астрономии содержится в учебных программах всех развитых стран. Тем более удивительно, что в России с ее традициями в этой области в 1990 годах астрономия была выброшена из программы и осталась предметом по выбору. Думаю, это связано с бюджетными гонениями той поры на науку и космонавтику, с которой увязывается астрономия. Между тем, по данным ВЦИОМ, астрономия занимает 3 место после медицины и технических достижений в перечне наук, которые вызывают интерес у наших граждан. Не исключено, впрочем, что под астрономией они понимают астрологию. Сказки о пришельцах и конце света вызывают куда больший интерес, чем российская орбитальная обсерватория «Радиоастрон» или марсоход «Кьюриосити». Тем больше оснований, дабы преодолеть постыдную в 21 веке дикость, вернуть астрономию в школьный курс. Самая захватывающая научная лекция, которую мне пришлось слышать (а их было несметное число), была посвящена астрономии. Ее читал директор Астрономического института МГУ академик Анатолий Черепащук. Дело было в кафе – еда остыла, пиво перестало пениться. Два часа аудитория сидела, открыв рот. Это было круче любого детектива! Речь шла о рождении Вселенной, о прожорливых черных дырах, о течении времени вспять, о возможности увидеть свою жизнь и о невозможности никому рассказать об этом, о других измерениях, о загадочной темной материи, из которой большей частью состоит Вселенная, но мы ее не видим. По астрофизике присуждается значительная часть Нобелевских премий. С ней неразрывно связана биология, это проблема происхождения жизни. Процессы в звездах открывают дверцу в царство элементарных частиц. В конце концов, Солнце – это модель водородной бомбы. По моему убеждению, астрономия – это самый верный путь возбудить в школьнике интерес к исследованиям. Это красивая и даже изящная наука. Только я думаю, что выпускнику уже не до любопытства. Я бы вернул астрономию в 5-7 классы, когда интерес подростка, судя по обилию вопросов, к мирозданию максимален. Знакомый астроном рассказывал мне, что когда люди узнают о его профессии, чаще всего начинают говорить о гороскопах. Это все равно, что просить художника нарисовать червонец. Вульгарный горизонт интересов – результат примитивной школьной программы. Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Гороскоп – это фальшивый червонец
© Вечерняя Москва