Астрономы впервые обнаружили спирт у новорожденной звезды

Астрофизики впервые обнаружили молекулы метанола — примитивнейшего спирта — в холодном газопылевом диске, окружающем новорожденную звезду TW в созвездии Гидры, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters. "Присутствие метанола в газообразной форме в протопланетном диске является однозначным индикатором того, что в нем существует множество органических молекул, постоянно вступающих в сложные химические реакции друг с другом. Его открытие внесло огромный вклад в наше понимание того, как накапливается органика и «кирпичики» жизни в крайне молодых планетных системах", — объясняет Райан Лумис (Ryan Loomis) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США). Лумис и его коллеги совершили это открытие, изучая одну из самых близких к нам новорожденных звезд и планетных систем — светило TW в созвездии Гидры, удаленное от Земли на 176 световых лет. Эта солнцеподобная звезда родилась совсем недавно, примерно 5-10 миллионов лет назад, и ее еще окружают останки ее газопылевого «кокона», внутри которого, как показывают наблюдения при помощи радиотелескопов, существует, по крайней мере, одна новорожденная планета. Так как она является ближайшей к нам звездой с газопылевым диском, ее фактически беспрерывно изучают планетологи и астрофизики уже почти 10 лет. Наблюдая за этой звездой и ее диском при помощи радиотелескопа ALMA, способного «видеть» даже самые холодные и редкие молекулы в космосе, ученые обнаружили в этом газопылевом диске крайне неожиданного «гостя» — молекулы метанола, примитивнейшего спирта. Молекулы метанола, как объясняют ученые, ранее никогда не находили за пределами Солнечной системы, хотя другие спирты, в том числе и обычный этиловый спирт, были найдены в недрах кометы Чурюмова-Герасименко и в ряде метеоритов. Его присутствие в облаке газа и пыли, окружающем TW Гидры, говорит о том, что «стройматериал» для будущих планет содержит в себе много органики. Метанол, по словам исследователей, формируется только в присутствии воды и на поверхности зерен льда, и его открытие в диске TW Гидры говорит о том, что такие реакции действительно могут происходить в космосе. Кроме того, метанол является одной из возможных «заготовок» для молекул ряда аминокислот и сахаров, и его открытие позволит ученым раскрыть механизмы появления «кирпичиков жизни» в Солнечной системе в ходе симуляций и дальнейших наблюдений за данной звездной системой.

Астрономы впервые обнаружили спирт у новорожденной звезды