Сверхновые засорили Землю радиоактивным мусором

В период 1,7-3,2 млн лет назад серия мощных взрывов сверхновых вблизи Солнечной системы привела к выбросу радиоактивного мусора на Землю. Исследование опубликовано в журнале Nature. Международная группа ученых, в которую вошли специалисты из Израиля, Австрии, Германии, Японии и Австралии обнаружила в донных отложениях океанов Земли изотоп железа-60, который имеет период полураспада 2,6 миллиона лет. Для исследования были отобраны 120 образцов со дна океанов, из которых ученые извлекали атомы железа. С помощью ускорителя тяжелых ионов (Heavy-Ion Accelerator at ANU) космическое железо-60 было отделено от других земных изотопов. Возраст определялся по распаду других изотопов (бериллия-10 и алюминия-26) методом ускорительной масс-спектрометрии. Результаты показали, что радиоактивный мусор выпал на поверхность Земли дважды: в период 1,7-3,2 млн лет назад и восемь млн лет назад, что сравнительно недавно в астрономических масштабах. «Интересное совпадение, что они соответствуют периоду, когда Земля охлаждалась и переходила из плиоцена в плейстоцен», – отмечают авторы исследования. Следы железа-60 от сверхновой восемь миллионов лет назад совпали с глобальными изменениями фауны миоцена. В стареющих скоплениях звезд не наблюдается крупных звезд, вероятно, потому что они уже взорвались как сверхновые, выбросив волны мусора, отмечают ученые.

Сверхновые засорили Землю радиоактивным мусором