Политический реванш: стремлению европейской страны вновь колонизировать Африку нашлись подтверждения

В понедельник Служба внешней разведки России (СВР) выпустила заявление о намерениях действующих французских властей во главе с президентом Пятой республики Эммануэлем Макроном взять реванш в Африке. Начиная с 2022 года, Франция стремительно теряла позиции в регионе Сахеля, а политические лидеры самой Африки массово стали отказываться от стратегии «Франсафрики» и расширять границы, заключая партнёрство как с Россией, так и с целым рядом других заинтересованных в сотрудничестве с перспективным Черным континентом стран.

Политический реванш: стремлению европейской страны вновь колонизировать Африку нашлись подтверждения
© Московский Комсомолец

Понедельничное заявление СВР, наверное, не стало сюрпризом для многих работающих с темами международной политики людьми. Однако важно, что оно стало очередным подтверждением лицемерного курса Франции при Макроне, который строит свою внешнюю политику на основе собственных комплексов и неоколониальных замашек, прятать которые ему становится всё сложнее. И особый регион в этом контексте – Африка.

Согласно информации Службы внешней разведки, Макрон лихорадочно ищет возможности «политического реванша» в Африке. Причём самыми нечистоплотными методами: «Уже установлена причастность Франции к попытке переворота в Буркина-Фасо 3 января этого года, которую, к счастью, удалось предотвратить. Мятежникам ставилась задача убить президента Буркина-Фасо Ибрагима Траоре, являющегося одним из лидеров борьбы с неоколониализмом».

СВР также указывает на попытки французских спецслужб в связке с местными террористами дестабилизировать ситуацию в Мали и Центральноафриканской республике.

Ещё один предмет деструктивного внимания руководства Франции, отмечается в заявлении СВР, – Мадагаскар. Там в октябре 2025 года к власти пришли силы, взявшие курс на развитие отношений с БРИКС: «В Париже прорабатывают пути свержения нового президента страны Микаэля Рандрианирины и «восстановления лояльного режима»».

Действительно, положение Франции в Африке к 2026 году крайне незавидное. Ранее имевшая сильное влияние в регионе Пятая республика с 2022 года начала стремительно сдавать позиции при широкой поддержке этого процесса местных жителей. Африканцы в разных странах открыто выходили на улицы и буквально прогоняли со своей земли бесполезных французских военных.

Парижу пришлось вывести свои войска из Мали, Буркина-Фасо, Нигера, Чада, Сенегала и Кот-д’Ивуара. Военный контингент бывшей колониальной державы уменьшился значительно: с нескольких десятков тысяч до примерно 2 тысяч человек (эта цифра примерная, на деле же она ещё меньше).

Ясно, что подобные процессы не могут устраивать Макрона, который направил свою политику по курсу нового колониального завоевания Африки. В конце 2025 года, во время своего вояжа по Африке, Макрон в своих заявлениях подтверждал решимость своей страны переориентировать подход в Африке, якобы поддерживая «взаимовыгодное партнёрство».

Но простите, мало верится в столь стремительную смену риторики со стороны французского лидера, который ещё в начале 2025 года разозлил правительства африканских стран, обвинив их в «неблагодарности» за развёртывание войск его страны в Сахельском регионе для борьбы с исламистским экстремизмом.

Выступая на конференции в Париже, Макрон прямо озвучил, что страны Сахеля, охваченные гражданскими конфликтами и насильственным экстремизмом, сохранили суверенитет только благодаря развёртыванию французских войск.

Комментарии Макрона тогда были осуждены министром иностранных дел Чада Абдераманом Куламаллой, который обвинил французского «боевого петушка» в «презрительном отношении к Африке и африканцам».

Объясняя, почему Франция ушла из региона, Макрон заявил, что это произошло из-за того, что «там происходили государственные перевороты». Но Франция же главный хранитель мира и спокойствия в Африке? Куда же она тогда пошла, Макрон? И как-то не слишком заметно, чтобы многолетнее присутствие Франции в Африке положительно сказалось на общей политической обстановке в этих державах. Очевидно, что нестабильность подпитывается именно Францией и совсем скоро будет очень сложно заметать следы.