Хаматову, Галкина могут признать политическими шпионами: что им грозит

11 декабря Госдума во втором чтении рассмотрит поправки в несколько статей УК РФ. Одной из них предлагается признать переходом на сторону противника работу на иностранные организации, чья деятельность направлена против России. В экспертном сообществе предположили, что после принятия документа иностранные агенты будут приравниваться к политическим шпионам. Кого это может затронуть — в материале NEWS.ru.

Какие ограничения сегодня действуют в отношении иноагентов

Понятие «иностранный агент» впервые появилось в российском законодательстве в 2012 году. Тогда соответствующий статус могли получить только некоммерческие организации, а все, что от них требовалось, — отчитываться о деятельности и ставить соответствующую пометку под своими материалами.

С тех пор власти расширили и уточнили круг лиц, которых могут признать иноагентами, а также ужесточили ограничения, которые те вынуждены соблюдать в силу своего статуса. Все это выразилось в принятии федерального закона № 255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который действует с декабря 2022 года.

«Тот, кто поет с чужого голоса, получает за это деньги, должен понимать: иностранный агент — это самое демократичное, что в этих случаях принимают другие страны. Везде уголовные сроки, лишение свободы и многое другое, если думают о том, как будут их дети и внуки жить в своей стране», — комментировал тогда документ спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Статья 11 Федерального закона № 255-ФЗ как раз регламентирует ограничения, связанные со статусом иноагента. Суммарно их насчитывается 20. Часть прямо или косвенно касается госслужбы: им нельзя работать в органах власти, в том числе на выборных должностях, нельзя входить в состав общественных наблюдательных комиссий и быть членами консультативных органов при органах власти. Им также запрещено принимать участие в независимой антикоррупционной экспертизе.

Кроме того, иноагентам, которыми Минюст РФ признал, например, Чулпан Хаматову, Максима Галкина, Андрея Макаревича, запрещено заниматься просветительской и педагогической деятельностью (в последнем случае речь идет о работе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях). А еще им нельзя производить контент, предназначенный для несовершеннолетних. В числе других ограничений можно выделить, например, запрет на участие в экологических экспертизах и общественном контроле за охраной окружающей среды.

Также у иноагентов есть ограничения в плане заработка. Так, с начала 2024 года российским гражданам и компаниям запрещено размещать рекламу на площадках лиц, находящихся под иностранным влиянием. А недавно депутаты предложили новую инициативу: они прорабатывают законопроект о введении особого порядка получения иноагентами доходов от своей интеллектуальной собственности и брендов.

«Любые доходы от творческой деятельности будут зачисляться на специальный рублевый счет, открытие которого станет обязательным для иноагента. Получать денежные средства иным способом будет запрещено», — уточнил Володин.

Неисполнение иноагентом всех вышеперечисленных требований чревато для него тюрьмой. Речь идет, например, о неисполнении требования по маркировке материалов или нарушении сроков подачи отчетности. Сначала за это предусмотрена административная ответственность, но если попасться на этом дважды за год, то уже грозит «уголовка» и срок до двух лет лишения свободы.

Что известно о новых поправках в Уголовный кодекс

В июле 2024 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предлагалось уточнить статью 279 УК РФ «Вооруженный мятеж». После положительного заключения комитета по госстроительству документ был принят в первом чтении, но затем отправился на доработку. 6 декабря депутаты от «Единой России» Василий Пискарев и Отари Аршба представили свои правки. Они предложили внести изменения не только в 279-ю статью, но и в статьи 275, 275.1, 276 и 276.1 УК РФ. Они касаются сотрудничества с иностранными государствами и организациями, госизмены, а также шпионажа.

«Увы, Россия сталкивается с беспрецедентными вызовами, и наша задача — сделать все для защиты ее безопасности. Наказание для пособников врагов станет строже. Любое лицо, независимо от гражданства, помогающее противнику, будет привлечено к уголовной ответственности», — говорил Пискарев, анонсируя второе чтение, запланированное на 11 декабря.

Наиболее интересными в этом плане оказались статьи 275 и 275.1, поскольку поправки касаются непосредственно россиян, а не иностранных граждан. Например, «Независимая газета» охарактеризовала их как направленные на «ужесточение борьбы с политэмигрантами, иноагентами и нелояльными релокантами».

В статье 275 «Государственная измена» появилось дополнительное приложение, в котором разъясняется понятие «противник». Под ним понимаются «иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие Российской Федерации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники».

Приложение № 1 (оно стало вторым по счету) дополнили: теперь переходом на сторону противника будет считаться не только участие в боевых и иных действиях в составе иностранных войск, но и «участие в деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций противника, заведомо направленной против безопасности РФ».

Последняя формулировка и позволила СМИ связать законопроект с иноагентами. Та же «Независимая газета» предположила, что трактовать как переход на сторону противника можно будет едва ли не простое использование зарубежных соцсетей.

Согласно действующей редакции Уголовного кодекса, госизмена и переход на сторону противника грозят виновному лицу лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты (или иного дохода) за период до трех лет; либо без штрафа, но с ограничением свободы на срок до двух лет; либо пожизненным лишением свободы. В эту часть парламентарии правок не вносили.

Юрист Михаил Салкин отметил, что людям, которые будут признаны виновными по обновленным статьям (если их одобрят в третьем чтении), может грозить также конфискация имущества. Что касается запрета на въезд в РФ, то формально сделать этого никто не может.

«Другое дело, что приезжать, чтобы быть осужденным, — особое „развлечение“», — считает юрист.

Читайте также:

Составлен список российских артистов, которых могут признать иноагентами

Иноагентов и релокантов ждут проблемы? Что сказали в Госдуме, новый закон

Солдата из США осудили во Владивостоке: кто он — вор, абьюзер, шпион?

«Дырка в черепе»: почему Хаматова еще не стала иноагентом, кто за ней стоит