Олег Гербер: «По уровню взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями Южный Урал может быть образцом для других регионов»
О взаимопонимании Олег Викторович, какую оценку вы бы дали сегодня взаимодействию ветвей власти в Челябинской области? — Давайте так: либо отлично, либо близко к отличному. Сейчас все [органы власти] работают вместе. Наверно, все-таки специальная военная операция послужила стимулом к объединению всех сил, включая силовые структуры и надзорные органы. А по уровню взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями, думаю, Челябинская область может быть образцом для других регионов. Знаю, что есть проблемы, скандалы в разных субъектах РФ, но на Южном Урале глобальных противостояний в последнее время припомнить не могу. Либо они были очень давно, либо вообще никогда. Тут надо углубляться в историю. Слаженная работа властей в регионе стала особенно заметна в последние годы. А раньше возникали сложности? — Во-первых, и время было другое. Я честно скажу, что в обозримом прошлом, 10–15 лет назад, скорее всего, было точно так же. И если наблюдались какие-то сложности во взаимодействии, то в силу объективных факторов, не связанных с личностями. На самом деле, сейчас можно говорить о завершении становления системы законодательства. В некоторых субъектах, например, какие-то полномочия реализуются через законы, принимаемые законодательным органом, а в некоторых уже давно огромное количество полномочий передано исполнительной власти. И там правительство своими постановлениями определяет те или иные порядки, даже если речь идет о социальных услугах. Каждый субъект по-разному проходил период, когда все только начиналось. Да, в свое время возникали сложности, когда две ветви власти могли тянуть, что называется, одеяло на себя. Однако, по моему личному мнению, в Челябинской области такого не было. И опять же преемственность. У нас практически 16 лет законодательное собрание возглавлял Владимир Мякуш. Возглавлял при нескольких губернаторах. И его политическая мудрость, опыт позволили выстроить нормальную систему взаимопонимания. Сейчас наша задача – совершенствовать. Ничего серьезного, реформаторского, наверное, мы привнести уже не можем. Все уже было выстроено до нас. И успехи, которые достигнуты в сфере управления регионом, – следствие преемственности на протяжении трех десятков лет. Челябинскую область называют суровым краем. Но эта некая суровость и стала причиной того, что люди даже на высоких политических постах находили компромиссы, потому что если ты не можешь договориться, остается только последний вариант – подраться. Но драться в таких кабинетах не принято, поэтому нужно всегда договариваться. Вертикальная мобильность Может ли сегодня региональный парламентарий перейти на работу в федеральные органы власти? Есть ли примеры такой вертикальной мобильности в Челябинской области? — Конечно. До перехода в федеральные органы некоторые южноуральские депутаты являлись заместителями председателя регионального Заксобрания. Например, Олег Голиков, Владимир Павлов. Сейчас они – депутаты Госдумы. Дмитрий Федорович Вяткин давно уже в Государственной думе, несколько созывов. Причем он один из образцовых законотворцев. Есть депутаты, основная задача которых – оценка и реализация тех или иных инициатив. А есть именно законотворцы. Они пишут законопроекты, дорабатывают их. Вот Дмитрий Федорович – один из них. Проводите ли вы съезды региональных депутатов всех уровней? — По-моему, был такой институт, как ассамблея, но я его не застал. Здесь надо понимать, что депутаты в принципе, если говорить про представительные органы, в том числе представительные органы местного самоуправления, это такая ветвь власти, которая формируется по принципу партийного представительства. Поэтому различные съезды проходят скорее на партийном уровне. У нас есть такой институт, как совет руководителей фракции партии «Единая Россия». В Законодательном собрании Челябинской области последний такой совет прошел совсем недавно, 12 ноября. Мы в данном случае выступаем как старшие товарищи для наших муниципальных депутатов. Рассказываем им о тонкостях законодательства, о готовящихся федеральных новеллах, как они отразятся на местном уровне. Проведение съездов, советов как-то помогает решать региональные проблемы? — Более того, возможность поделиться лучшими практиками – это вообще сейчас, наверное, самое главное. Прекрасный способ избежать распространенных ошибок. Я, например, лично на двух таких мероприятиях за последний год выступал. И оба раза по такой острой теме, как конфликт интересов среди депутатов. Это серьезная проблема. Мы помогаем нашим коллегам на муниципальном уровне, стараемся предупредить все возможные риски. Ведь это все-таки серьезное нарушение, которое может привести депутата к лишению мандата. А сейчас найти даже кандидатов в депутаты на местном уровне очень сложно. У нас как народ думает? «Все депутаты много зарабатывают». Так вот, на местном уровне есть законодательное ограничение, не больше десяти процентов от общего числа депутатов могут получать зарплату. Учитывая, что местные органы власти формируются из 15–20 депутатов, максимум 1–2 человека в совете депутатов какого-либо муниципального образования получают зарплату. В региональном парламенте чуть больше – 17 из 60. Найти желающих сегодня не просто, а когда еще со скандалом лишают мандатов, это в целом подрывает доверие к власти. Вот и помогаем нашим коллегам избежать подобных случаев. Ключевые задачи Как бы вы сегодня описали задачу, стоящую перед южноуральским парламентом? — Самое актуальное, наверное, – переход с двухуровневой на одноуровневую систему местного самоуправления в территориях. Опять же, во многом это связано с тем, о чем я говорил раньше. То есть если даже на уровне района нам тяжело найти кандидатов и депутатов, то на уровне поселений – вообще катастрофа. Очень сложно. А самое главное – поселенческий уровень власти зачастую был неспособен решить многие проблемы людей. И тогда начинался, как говорят, «административный футбол». Люди ждут решения проблем на месте, у себя в поселке – ремонта дороги, уборки снега. А им говорят: «Обращайтесь в район». Так вот, грядущая реформа позволит нам сделать работу администраций более понятной и эффективной для людей. Сейчас мы все ждем, когда наконец-то примут новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» взамен 131-го ФЗ. Это будет аналог нашего 414-го ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Мы ожидаем, что механизм одноуровневой системы будет закреплен либо в императивной форме, либо отдан на откуп субъектам. У нас уже четыре муниципальных района преобразованы в городские округа. Наша задача состоит в том, чтобы перед сентябрьскими выборами в следующем году преобразовать все наши муниципалитеты и перейти к одноуровневой системе местного самоуправления. Тогда число депутатов на местах заметно сократится, станет легче отбирать кандидатов, да и в целом выборный процесс будет намного проще. В марте мы планируем приступить к утверждению законов о новых границах муниципалитетов. При этом предстоит действительно большой объем подготовительной работы. Видимо в марте будет одно из самых масштабных заседаний законодательного собрания. Может быть, даже придется проводить не одно заседание. Надо все успеть, чтобы мы уже выборы в поселениях не объявляли. А у муниципалов сейчас еще свои задачи – провести публичные слушания, узнать мнение людей, описать границы своих территорий. Вот это на текущий момент прямо самое горячее направление работы. Опять же сейчас готовимся принять областной бюджет на 2025-й и последующие два года. Конечно, это важная задача. Каждый год в ноябре-декабре в законодательных органах по всей стране одна из основных задач – утверждение бюджета. Как я понимаю, к последнему чтению параметры бюджета будут существенно скорректированы? — Это традиционно. Ждем окончательных параметров федерального бюджета, где предусмотрены трансферты и для Челябинской области. Конечно, доходы и расходы регионального бюджета в первом чтении будут достаточно серьезно отличаться от окончательного варианта. Это абсолютно нормально. Не скрою, бюджет у нас – документ, за который традиционно единогласно не голосуют. Есть разные партии, у них разное отношение к бюджету. Каждый считает своим долгом посмотреть с точки зрения приоритетов тех или иных расходов. «Мы открыты для всех» Насколько сейчас деятельность депутатов Законодательного собрания Челябинской области открыта? — Я считаю, что мы открыты. Не помню, когда у нас были закрытые заседания законодательного собрания и комитетов. Кроме того, мы усилили коммуникации с территориями. Изменили принцип формирования наших рабочих органов – различных комиссий. Если раньше эти комиссии были достаточно «узкие», у нас обычно там присутствовали три депутата, то сейчас в заседаниях принимают участие десять народных избранников, причем обязательно представители всех фракций. Это как раз такое нововведение, которое позволяет говорить об открытости работы парламента. Вопросы противодействия коррупции носят общий характер, независимо от партийной принадлежности и так далее. Таких вопросов у нас много, и вот здесь мы во всем открыты как минимум друг перед другом, а это уже определенный плюс. Сегодня любой, кто интересуется деятельностью законодательного собрания как органа в целом, может получить нужную информацию, она не является закрытой. Мы вообще ничего ни от кого не скрываем. Кроме того, мы транслируем в интернете заседания заксобрания, любой человек может посмотреть трансляцию, размещаются ее аудиозапись и протокол. Законодательные инициативы – от кого исходят чаще и насколько активны депутаты? — Здесь можно вернуться к вашему первому вопросу про уровень взаимодействия. Я даже скрывать не буду, зачастую с исполнительной властью, с заместителями губернатора, мы обсуждаем предстоящие корректировки законопроектов и предлагаем им выйти с инициативой. Все очень просто: для того чтобы одобрить какую-то инициативу, которая требует, например, дополнительных средств из бюджета, мы обязаны получить положительное заключение губернатора Челябинской области. Поэтому, чтобы не тратить время и силы зря, в рабочем порядке заранее обсуждаем какие-то моменты. Иногда готовим обращения на имя губернатора (совсем недавно я такое письмо подписал), где просим главу региона внести соответствующее предложение. На самом деле, так процесс идет значительно быстрее. И примером такой совместной работы стал пакет законов о мерах поддержки участников СВО и членов их семей. Это сейчас одно из приоритетных направлений законотворческой деятельности. Вопросы решаем оперативно, если необходимо, собираемся на внеочередные заседания. Стараемся учесть каждую жизненную ситуацию, в которую попадают наши бойцы и их близкие. Еще одна из главных задач, которая сейчас стоит перед властями всех уровней – изменение демографической ситуации: поддержка многодетных семей и семей с детьми. Недавно принят закон о студенческом семейном капитале. Инициатором его выступил губернатор, о нем он говорил в ежегодном обращении к Законодательному Собранию. Закон «рождался» совместными усилиями профильных министерств и областного парламента. Сейчас уже есть обращения от студенческих семей, и мы понимаем, что он нуждается в совершенствовании. Эту работу мы также будем делать сообща. В законотворчестве активны депутаты всех фракций. Да, есть вопросы, по которым мы, наверное, никогда не договоримся на межпартийном уровне, и здесь совместных инициатив ждать не стоит. Но таких вопросов меньше одного процента. В остальном мы всегда находим общий язык, договариваемся. Собственно, Заксобрание – орган коллегиальный. Если не договариваться, то получится как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Фото: Екатерина Стародубцева