Депутат Смолин назвал главные причины кадрового дефицита в России
Деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей, механизаторов — главные причины дефицита кадров в России. Об этом заявил первый зампредседателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин на пленарном заседании палаты 27 ноября.
«По данным председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, 73 процента российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным, он составляет 2,5 миллиона человек, по экспертным данным — 4,5 миллиона. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве — механизаторов», — уточнил Смолин.
По его мнению, у кадрового дефицита есть три причины: деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей, механизаторов.
В пример он привел ситуацию с выпуском тракторов и низкими темпами внедрения робототехники на предприятиях. «Сейчас мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем это было раньше. С 2015 по 2023 год производительность труда выросла на 11 процентов, зарплата, по данным ФНПР, более чем в 2,5 раза. Например, в Южной Корее до пандемии на десять тысяч работников приходилось 710 роботов, в России — 4, после пандемии в Южной Корее — 1012, в России — 11», — добавил депутат.
Это произошло потому, что в стране слишком дешевая рабочая сила: только когда она резко подорожала, бизнес стал проявлять интерес к роботизации, заявил Смолин. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профессионального образования составляло 6500, сейчас — 3200, раньше они финансировались из федерального бюджета, в настоящее время — из бюджета регионов. Все это привело к массовому сокращению таких учреждений, констатировал политик.
«В советский период, кто шел в ПТУ и колледжи, две трети готовились стать рабочими, а одна треть — специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная — по рабочим специальностям и механизаторам 18,5 процента приходят, а 60,5 процента девятиклассников идут в профобразование, потому что просто не хотят сдавать ЕГЭ», — сказал парламентарий.
Когда была ликвидирована система начального профобразования и все профессиональное образование стало средним, сократилось количество направлений подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Сейчас 43 процента всех студентов СПО учатся за деньги, около 8 процентов — по рабочим специальностям. Поэтому необходимо такое образование сделать бесплатным, считает Смолин.
«Мы выступали против ликвидации системы начального профобразования. Предлагаем увеличить прием в СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов, обеспечить бесплатное образование, повысить студентам стипендии и дать бесплатное питание, обеспечить переподготовку по таким специальностям на бюджетной основе», — перечислил член фракции КПРФ.
Помимо этого, он призвал ввести льготы при поступлении в колледжи для инвалидов в случае возникновения конкурса, выделить регионам дополнительные субвенции, за исключением регионов-доноров, на развитие СПО, расширить систему налоговых льгот для компаний, которые инвестируют в эту систему. В том числе распространять в СМИ образ рабочего-профессионала, закрепить практику студентов на производстве.