Депутат Смолин назвал главные причины кадрового дефицита в России

Деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей, механизаторов — главные причины дефицита кадров в России. Об этом заявил первый зампредседателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин на пленарном заседании палаты 27 ноября.

Депутат Смолин назвал главные причины кадрового дефицита в России
© Парламентская газета

«По данным председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, 73 процента российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным, он составляет 2,5 миллиона человек, по экспертным данным — 4,5 миллиона. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве — механизаторов», — уточнил Смолин.

По его мнению, у кадрового дефицита есть три причины: деиндустриализация страны, низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание ее роста от уровня заработной платы, диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих специальностей, механизаторов.

В пример он привел ситуацию с выпуском тракторов и низкими темпами внедрения робототехники на предприятиях. «Сейчас мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем это было раньше. С 2015 по 2023 год производительность труда выросла на 11 процентов, зарплата, по данным ФНПР, более чем в 2,5 раза. Например, в Южной Корее до пандемии на десять тысяч работников приходилось 710 роботов, в России — 4, после пандемии в Южной Корее — 1012, в России — 11», — добавил депутат.

Это произошло потому, что в стране слишком дешевая рабочая сила: только когда она резко подорожала, бизнес стал проявлять интерес к роботизации, заявил Смолин. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профессионального образования составляло 6500, сейчас — 3200, раньше они финансировались из федерального бюджета, в настоящее время — из бюджета регионов. Все это привело к массовому сокращению таких учреждений, констатировал политик.

«В советский период, кто шел в ПТУ и колледжи, две трети готовились стать рабочими, а одна треть — специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная — по рабочим специальностям и механизаторам 18,5 процента приходят, а 60,5 процента девятиклассников идут в профобразование, потому что просто не хотят сдавать ЕГЭ», — сказал парламентарий.

Когда была ликвидирована система начального профобразования и все профессиональное образование стало средним, сократилось количество направлений подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Сейчас 43 процента всех студентов СПО учатся за деньги, около 8 процентов — по рабочим специальностям. Поэтому необходимо такое образование сделать бесплатным, считает Смолин.

«Мы выступали против ликвидации системы начального профобразования. Предлагаем увеличить прием в СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов, обеспечить бесплатное образование, повысить студентам стипендии и дать бесплатное питание, обеспечить переподготовку по таким специальностям на бюджетной основе», — перечислил член фракции КПРФ.

Помимо этого, он призвал ввести льготы при поступлении в колледжи для инвалидов в случае возникновения конкурса, выделить регионам дополнительные субвенции, за исключением регионов-доноров, на развитие СПО, расширить систему налоговых льгот для компаний, которые инвестируют в эту систему. В том числе распространять в СМИ образ рабочего-профессионала, закрепить практику студентов на производстве.