В каком случае движение Талибан* могут исключить из списка запрещенных в России

Отсутствие уголовного преследования, позитивная ситуация внутри страны, отказ от экстремистской идеологии и нарушений прав человека — такие критерии нужно будет соблюсти организации, признанной террористической, чтобы в России могли временно отменить запрет на ее деятельность. Само решение будет принимать суд в установленном порядке. Такие нормы содержатся в законопроекте, внесенном в Госдуму в понедельник, 25 ноября, группой сенаторов и депутатов. Подробности — в нашем материале.

В каком случае движение Талибан* могут исключить из списка запрещенных в России
© Парламентская газета

Решение примет суд по заявлению прокурора

Законопроект вносит поправки в целый ряд нормативно-правовых актов, в числе которых — федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также Кодекс административного делопроизводства. Последний, в частности, дополняется новыми статьями, которые регламентируют механизм временного приостановления запрета деятельности организации, включенной в единый список террористов и экстремистов. В соответствии с ними, если такая необходимость возникла, прокурор должен подать в суд административное исковое заявление. В нем, помимо прочего, должны быть перечислены «фактические данные, [свидетельствующие] о том, что организация, включенная в список, прекратила деятельность, направленную на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма и совершение подобных преступлений».

Как пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Кожин, эти фактические данные, по сути, должны представлять собой набор доказательств — причем во внимание будет браться не только преступная деятельность как таковая.

«Конечно, будет изучаться правоприменительная практика, будет дан анализ обстановки внутри страны, внешнеполитической деятельности организации и так далее. Все на общих основаниях и с учетом новой нормативной базы, — отметил сенатор. — Я думаю, в первую очередь внимание будет обращаться, конечно, на результаты деятельности правоохранительных органов. Преследуется ли организация за экстремистскую и террористическую деятельность, фигурируют ли ее участники в соответствующих преступлениях и уголовных делах и так далее».

От уголовных дел до опросов общественности

Для организаций, которые в своей стране являются определяющими — как тот же «Талибан»* в Афганистане, отметил сенатор, будут отслеживаться и фиксироваться также случаи нарушения прав человека, репрессивных преследований и прочего.

«Сюда могут включаться, например, опросы общественности, проживающей на территории страны, отчеты правозащитных организаций, — подчеркнул Владимир Кожин. — Одним словом, исключению организации из списка будет предшествовать большая и скрупулезная работа по формированию доказательной базы. Только так и никак иначе. Что же касается сроков давности — я думаю, их мы определим дополнительно, в рамках будущих подзаконных актов».

При этом, по словам сенатора, в процессе формирования доказательной базы будет также учитываться политика организаций и движений, попадающих под действие нового законопроекта, в отношении других стран — в том числе недружественных России.

«Да, конечно, международная деятельность тоже будет учитываться, — констатировал Владимир Кожин. — Нельзя быть друзьями одним и вести террористическую деятельность против других».

Независимые эксперты, в свою очередь, предлагают дополнить критерии еще одним важным пунктом.

«На мой взгляд, следует также обращать внимание на то, насколько текущая деятельность организации соответствует либо не соответствует интересам Российской Федерации, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Потому что если опираться, к примеру, на мнение международного сообщества, то можно столкнуться с большим количеством подтасовок фактов и провокаций — особенно если станет понятно, что разрешение деятельности той или иной организации, даже полностью отказавшейся от террористической и экстремистской идеологии, приведет к нашему укреплению».

Владимир Кожин отметил также, что законопроект, скорее всего, будут рассматривать в плановом порядке с учетом его сложности, ответственности и комплексности.

*Запрещена на территории Российской Федерации