Михаил Матвеев: Из затеи с «трудовыми лагерями» для мигрантов ничего не получится
Депутаты Госдумы от фракции "Справедливая Россия – За правду" во главе с ее лидером Сергеем Мироновым внесли сегодня пакет законопроектов, которые, в частности, предлагают запретить получение вида на жительство или гражданства трудовыми мигрантами, которых привлекают в рамках организационного набора.
СРЗП также настаивает на ограничении свободы перемещения мигрантов по России и по территории региона, в котором они работают. Проживать иностранные работники должны в специализированных закрытых трудовых поселках, а расходы по их созданию должны взять на себя работодатели. Переходить на работу на другое предприятие мигрантам нужно запретить, а в случае досрочного расторжения трудового договора, работодатель обязан обеспечить выезд работника за пределы Российской Федерации".
Также мигрантам запрещено ввозить членов своих семей, в России могут находиться только те, кто работает по запросу работодателя. И тут возникает естественный вопрос: как все эти меры согласуются с безвизовым режимом со странами СНГ, и если говорить о трудовых мигрантах, допустим, из Европы – они тоже должны жить в закрытых лагерях?
С таким вопросом мы обратились к первому заместителю руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Дмитрию Гусеву.
– Наш законопроект не затрагивает безвизовый режим для туристов из стран СНГ. Он останется в силе. Однако для мигрантов, приезжающих на работу, будут введены отдельные условия. Это связано с различием в законодательстве для гостей, приехавших на отдых или в гости, и тех, кто приезжает зарабатывать.
Что касается высококлассных профессионалов из других стран, для них существуют особые условия, связанные с их уровнем зарплаты. Они прибавляются в команды конкретных компаний и часто уже имеют трудоустройство до приезда в Россию. К примеру, специалисты из Индии нуждаются в рабочей визе. Обычные туристические визиты без ограничений.
«СП»: При внесении законопроекта руководитель фракции Сергей Миронов особо настаивал на том, что современная миграционная политика не учитывает геополитических изменений, происходящих на территории Средней Азии. Не учитывается и внешнеполитический разворот отдельных государств в сторону взаимодействия со странами НАТО. Были упомянуты случаи обмена разведданными. Можно ли подтвердить это утверждение конкретными фактами?
– Нынешняя миграционная политика должна учитывать изменения на международной арене. Важно не игнорировать факты взаимодействия некоторых стран со странами НАТО и оценивать потенциальные угрозы, связанные с миграцией, – таким лаконичным ответом ограничился депутат Дмитрий Гусев.
Мы решили узнать, каковы перспективы законопроекта, внесенного в Госдуму фракцией СРЗП касательно новых правил миграционного законодательства. Реально ли принятие этого законопроекта? С таким вопросом мы обратились к заместителю председателя комитета по региональной политике и местному самоуправлению, депутату Госдумы Михаилу Матвееву.
– Антимигрантское законодательство действительно ужесточается. Вчера 15 депутатов внесли в Госдуму законопроект о запрете приема в российские школы детей мигрантов, которые не владеют русским языком. Также через группу Ирины Яровой прошел законопроект, согласно которому статус нелегального мигранта следует считать отягчающим обстоятельством при совершении им преступления. Его внесла межфракционная группа под руководством Ирины Яровой. Что касается законопроектов, которые вносят отдельные оппозиционные фракции, они проходят достаточно редко.
«СП»: У Вас лично есть какие-то вопросы к законопроекту, который вносит сегодня в Госдума «Справедливая Россия – За правду»?
– Я не совсем понимаю посыл о жизни всех мигрантов в закрытых поселках и запрете на их перемещение. Тут, на мой взгляд, формулировка нуждается в уточнении. Мигранты, которые въезжают в Россию из стран ЕврАзЭс, а это Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Армения, могут передвигаться по территории России свободно, для них создан свободный рынок труда. По патентам работают мигранты, въезжающие из Узбекистана и Таджикистана. Очевидно, ограничение в перемещении относится к ним.
«СП»: Действительно, каким образом можно заставить жить в отдельных зонах, например, курьеров или таксистов из числа мигрантов?
– Этого не получится. Все эти пожелания о «закрытых поселках» для мигрантов ни к чему не приведут. Они подходят, вероятно, только для строительного бизнеса или промышленных предприятий. Но в строительстве заняты всего 13% мигрантов, остальные работают курьерами, таксистами, в сфере обслуживания. И я, например, не представляю, как и куда, в какой закрытый поселок можно собрать всех мигрантов-сотрудников магазинов «Пятерочка» или «Перекресток», уж не говоря о таксистах и курьерах.
«СП»: В законопроекте, который сегодня внесен СРЗП, особо подчеркивается, что мигранты нередко попадают в поле зрения западных спецслужб, их вербуют. Как этому противодействовать?
– Проверка всех мигрантов, въезжающих на территорию России, безусловно должна быть ужесточена.
Насколько мне известно, все граждане Украины, которые пересекают границу России, подвергаются тщательному досмотру. Там очень жесткий контроль: просматривают всю информацию с их телефонов, мониторят соцсети. И много случаев, когда граждан Украины просто «разворачивают».
Что касается мигрантов, въезжающих из Средней и Центральной Азии, на границе никто особо не изучает их контакты в телефонах, не смотрит соцсети. А ведь у тех, кто устроил кровавую бойню в Крокусе, контакты с ИГИЛ* шли именно через соцсети. И мы как-то очень быстро об этом забыли.
Подводя итог, могу сказать одно: вероятнее всего, на все эти инициативы фракции СРЗП обратит внимание межфракционная группа Ирины Яровой, документ будет доработан, поскольку в нем есть здравые мысли.
*Организация признана экстремистской и террористической, запрещена на территории РФ