Олегу Добродееву – 65: как он создавал современное российское телевидение?

Новости для него не только профессия, но и образ жизни. 65 лет исполняется медиа-менеджеру Олегу Добродееву. Это он автор привычного для зрителя стиля подачи теленовостей. Он же один из тех, кто создал современное российское телевидение, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Олегу Добродееву – 65: как он создавал современное российское телевидение?
© Вечерняя Москва

«На лбу себе высеки: жизнь тебе для того дана, чтобы ее посвятить журналистике». Эти слова, нацарапанные на парте в аудитории журфака МГУ, Олег Добродеев вряд ли читал. Он учился на историческом. Но следовал заповеди всю жизнь, как монах от телевидения.

Он начинал свою телевизионную карьеру в программе «Время». Туда пришел в 1983-м младшим редактором – писал тексты для дикторов.

«Молодой, очень симпатичный очкарик», – рассказала главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова.

«Видно, что из интеллигентной семьи, сам интеллигент. Даже кто-то пошутил: этот не орел», – рассказал обозреватель службы информации НТВ Владимир Кондратьев.

В международной редакции, где он работал, еще делали сюжеты из съемок дружественных западных телекомпаний. И тут Добродеев вовсю проявлял редакторский талант, превращая официоз в историю.

«Каждый при желании мог создать небольшой шедевр. Мы даже в шутку называли это «трехрублевой оперой». То есть три рубля был гонорар за каждый сюжет, сделанный на основе этой пленки», – рассказал обозреватель Службы информации НТВ Владимир Кондратьев.

Олегу Добродееву чуть за 30, а он становится заместителем главного редактора главной информационной программы страны. Но приходит время, и он уходит на оппозиционную тогда ВГТРК и создает программу «Вести». В кадре вместо привычных дикторов журналисты – живой эфир.

«Режиссерская кнопка может выйти на ведущего, скажем так, несвоевременно в течение эфира. Так вот, это, конечно, брак, но иногда Олег Борисович говорит: не ругайте режиссера, это было здорово. Потому что раз в год зрителю надо показывать обратную сторону экрана, чтобы он понимал, что мы все-таки люди, а не какие-то голограммы», – отметил журналист, ведущий ВГТРК Эрнест Мацкявичус.

Вскоре Добродеев возвращается в «Останкино» и создает на первой кнопке ТСН – телевизионную службу новостей. Поздно вечером программа завершала вещание. Такое «Спокойно ночи, малыши» для взрослых.

«Информационные приоритеты выстраивались в соответствии с мировыми стандартами. То есть какие-то события, происшествия, сенсации выносились вперед. В то время программа «Время» среди народа называлась так: «все о вожде и немножко о дожде», – рассказал журналист, руководитель программы «ТСН» (1990-1991 гг.) Александр Гурнов.

В 1993-м Олег Добродеев вписывается в амбициозный проект: первое частное в России телевидение – НТВ. Его отличает особый стиль подачи новостей: внимание к казалось бы незначительным, но интересным деталям, и главное – у каждого сюжета есть автор. Фамилии корреспондента и оператора в конце материала – идея Добродеева. «Журналисты получили право на свое собственное лицо. Вы знаете, что в программе «Время» корреспонденты стендапы не делали. Это было не принято и считалось даже не очень скромным», – рассказала главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова. Стиль НТВ расходится по всем российским телекомпаниям. В 2000-м Олега Добродеева назначают уже председателем ВГТРК и ему удается объединить сеть разрозненных студий в крупнейший медиахолдинг Европы. Сам он остается за кадром, но задает стиль современных выпусков новостей.