Иностранные СМИ на оккупированной русской земле – журналисты, комбатанты или оккупанты?

Каждый случай незаконного проникновения журналистов стран Запада в Курскую область будет рассмотрен отдельно, это касается журналистов всех стран, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Иностранные СМИ на оккупированной русской земле – журналисты, комбатанты или оккупанты?
© Свободная пресса

«И с каждым журналистом, или так называемым журналистом, или теми, кто работает под прикрытием западных журналистов… каждый этот случай будет, безусловно, на контроле, будет проводиться по нему проверка, он будет отслеживаться, это будет касаться журналистов всех стран», – сказала Захарова.

Ранее стало известно о вызове на Смоленскую площадь временной поверенной в делах США в России Стефани Холмс, ей был заявлен протест.

И все? И весь наш ответ? А что, если удастся захватить живыми этих «журналистов»? Что с ними делать? Посадить? Обменять?

Депутат Госдумы Алексей Чепа считает, что незаконно перешедшие границу России иностранные журналисты должны быть привлечены к ответственности в рамках российского законодательства.

«Насколько мне известно, иностранных журналистов из Курской области достаточно быстро отозвали. Они вернулись обратно, за пределы территории России, но в любом случае совершили незаконное пересечение границы. Думаю, против этих журналистов должны быть осуществлены необходимые действия в соответствии с нашим законодательством», – убежден парламентарий.

По его словам, журналисты иностранных СМИ понимали, что находятся на территории России, а также и то, что подобное пересечение границы незаконно, поэтому нельзя говорить об их неосведомленности.

«Причем они вошли на территорию нашей страны не просто так, а при содействии группировки, которая, в свою очередь, проникла так же незаконно», – подчеркнул Чепа.

А вот политолог, советник первого главы ДНР Александра Захарченко Александр Казаков предлагает приравнять иностранных журналистов, приехавших в Курскую область, к бойцам ВСУ.

Он также призвал соответственно к ним относиться.

«Если они попадут к нам в плен, мы можем рассматривать их как комбатантов», – сказал эксперт, поскольку они находятся внутри украинских военных подразделений и используют военную технику.

Не слишком ли жестко? Может, все же взять живыми и обменять?

– Корреспонденту иностранного СМИ, осуществляющему деятельность на территории России, требуется аккредитация МИД РФ, – напоминает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

– В противном случае такая деятельность считается незаконной.

«СП»: А ведь никого из них ни в Крым, ни в Донбасс калачом не заманишь, ибо нарушается законодательство Украины о нелегальном пересечении границы...

– Во-первых, западные СМИ стараются не дразнить гусей в лице киевского руководства. Во-вторых, а зачем Западу информация, которая не вписывается в его представления о происходящем в республиках Донбасса, в Крыму и в Северной Таврии?

«СП»: К какой ответственности их можно привлечь?

– Если иностранный журналист работает в России без аккредитации, то подобная деятельность обычно заканчивается его выдворением. Но это при условии, что журналист не сотрудничает с иностранными спецслужбами, в противном случае наступает ответственность за шпионаж.

«СП»: Можно ли их рассматривать как комбатантов?

– Нет, нельзя. Международное гуманитарное право чётко прописывает статус журналистов, не являющихся военнослужащими, но работающих в зоне боевых действий в качестве представителей гражданских СМИ, как нонкомбатантов.

«СП»: Может, их стоит задержать, чтобы обменять потом на наших?

– Взятие заложников у нас не практикуется, да и запрещено оно как внутренним законодательством России, так и международным правом. Попадутся в плен – это другое дело, а целенаправленно охотиться за ними – слишком мелкая сошка.

«СП»: Кстати, в случае попадания их в плен, будет ли Запад землю грызть, чтобы их вытащить?

– Если за этими журналистами не будет обнаружено никаких других нарушений норм права – их просто выдворят из России, и на этом дело закончится. Ну, а если обнаружатся грехи – пусть отвечают перед судом. Как показывает практика, с нарушителями закона в России обращаются гуманно.

– Вполне очевиден тот факт, что после начала полномасштабного вторжения неприятеля на территорию «старой» России и закрепления на ней, там не могли не появиться западные журналисты, – считает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.

– И специально направленные пропагандисты, и авантюристы, ищущие приключений на свою пятую точку и горячих эксклюзивных кадров. Такие персонажи всегда бывают на всех конфликтах с разных сторон. Напомню, что немало талантливых западных репортеров работают начиная с 2014 года в Донбассе с нашей стороны, многие прониклись идеями Русского мира. Или, скажем, была история с французом Адрианом Боке, который снимал с украинской стороны, а затем разоблачил инсценировку в Буче и зверства «Азова» *, свидетелем которых стал.

Поэтому идея воевать с журналистами мне кажется не слишком умной. Разумеется, если пара-тройка их погибнет при обстреле украинских позиций в Судже, так и нормально: сами знали, куда едут. Также разумным выглядит запрет въезда в Россию. Но в целом нужно бороться с причиной, а не со следствием.

Картинка на экране – это только результат объективного положения на земле, при котором враг топчет нашу землю, убивает мирных людей, берет в плен мужчин, уничтожает памятники и грабит магазины. Надо как минимум уничтожить живую силу ВСУ, отбросить их подальше от границы, создать санитарную зону в тех же Сумской и Черниговской областях (откуда мы ещё в 2022-ом году ушли).

Затягивать с этим нельзя, отсутствие какого-либо серьезного ответа на курскую авантюру выглядит как слабость России и для русских людей внутри страны, и для всего мира.

– Если говорить о данном конкретном случае, то сейчас у нашей стороны отсутствует реальная возможность взять в плен этих журналистов (или их лучше называть пропагандистами?), – говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.

– Поэтому нужно вспомнить о том, что авиация и артиллерия в плен не берут, а планирующие бомбы и снаряды статус комбатанта у находящегося на вражеской позиции не спрашивают.

Но это всё частности. Страны НАТО фактически являются союзниками киевского режима. Без их денег и боеприпасов, летящих на наших солдат и русские города, Киев бы давно капитулировал. Даже глава МИД Лавров признаёт, что атака на Курск была невозможна без ведома США.

Так какого черта дипломатические отношения между Россией и этими странами до сих пор не расторгнуты? России нужно активней искать болевые точки союзников Украины, прежде всего США. Нужно действовать против их интересов, помогать их противникам, вносить хаос в их внутреннюю жизнь. Только тогда прекратится вмешательство иностранных государств в дела нашей страны.

* Украинское военизированное националистическое объединение бригада (полк, батальон) «Азов» решением Верховного суда РФ от 2 августа 2022 г. признано террористическим, его деятельность на территории России запрещена.