Войти в почту

Утвержден новый учебник истории России для студентов неисторических направлений

С 1 сентября 2024 года во всех российских вузах, включая университеты новых регионов, станет доступен новый учебник "История России" для студентов неисторических специальностей. Текст и концепция учебника и сопровождающей его хрестоматии уже получили положительное заключение экспертов РАН.

Утвержден новый учебник истории России для студентов неисторических направлений
© Российская Газета

Во вторник на Экспертном совете по развитию исторического образования при минобрнауки с участием председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина и главы минобрнауки Валерия Фалькова учебник был официально принят.

"В учебнике подробно рассматриваются периоды недавнего прошлого, сделан акцент на истории Великой Отечественной войны, в том числе отмечены установленные судом факты геноцида советского народа, - рассказал Сергей Нарышкин. - Приведены многочисленные примеры героизма советского народа в деле защиты Отечества. Особое внимание уделено событиям Русской весны и специальной военной операции".

Все студенты обязаны понимать основные исторические тенденции, ощущать свою сопричастность с судьбой страны

С нового учебного года пособие попадет в вузы, правда, пока только в электронном виде.

В ближайшее время в издательстве "Наука" завершится редактура рукописи, после чего учебник отправится во все электронные университетские библиотеки.

"Нам принципиально важно, чтобы учебник был тщательно выверен и по-настоящему востребован. Поэтому еще весной мы вместе с РИО организовали большую кампанию по его профессиональному обсуждению", - подчеркнул Валерий Фальков.

Обязательный курс истории в вузах был обновлен в 2023/2024 учебном году в соответствии с утвержденной Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей. Часов на изучение стало больше - 144, и 80 процентов времени выделили для непосредственной работы преподавателя со студентами.

"Предмет отечественной истории - важнейшая дисциплина, она формирует мировоззрение молодых людей и их представления о преемственности между прошлым, настоящим и будущим, - отметил Сергей Нарышкин. - Поэтому все студенты, вне зависимости от выбранной ими специальности, обязаны понимать основные исторические тенденции, ощущать свою сопричастность с судьбой страны".

Но, по мнению Сергея Нарышкина, концепция была несколько перегружена: ключевые события отечественной истории предлагалось "сопровождать" справками об истории зарубежных стран. Но практика показала: в таком формате материал по всеобщей истории не воспринимается. Нарышкин предложил эти дополнительные разделы по всеобщей истории из концепции исключить, а вместо этого разработать отдельные модули для направлений, где необходимы знания всеобщей истории, - например, для регионоведов, юристов-международников, политологов.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян сообщил: работа над специальными модулями уже идет, и к концу октября можно ожидать первых результатов. По словам Чубарьяна, в модулях будут представлены основные крупные события мировой истории.

"То, что в новом году мы получим новый учебник, пускай пока только электронный, - очень здорово, поделилась с "РГ" президент Российской академии образования Ольга Васильева. - Активная работа коллег из вузов, министерства, Российского исторического общества, Института Российской истории РАН, РГГУ показывает: мы все заинтересованы в том, чтобы наши молодые люди знали и любили свою историю. Отмечу, что вузовский учебник и новые учебники истории для школ выстраиваются сегодня в одну линию, формируя тот самый бесшовный подход к образованию, о котором сегодня так много говорят. Кроме того, РАО специально для вузовского курса провела переподготовку преподавателей в восьми федеральных округах на базе ведущих университетов. В 2023 году такое повышение квалификации прошли 652 человека, и каждый вернулся после этого уже с готовой разработкой для преподавания курса истории. Это важно, ведь последний учебник по методике преподавания истории для педагогов вузов неисторических специальностей был написан еще в 70-е годы прошлого века!"