Депутаты ГД оценили эффективность работы Минобрнауки

Министр науки и высшего образования рассказал депутатам Госдумы о реализации национального проекта «Наука и университеты» и о государственной политике в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования.

Позиция фракций

Первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции КПРФ Олег Смолин отметил, что результаты работы ведомства значительные.

Первое. Увеличение приёмов студентов в вузы на бюджетные места. Но не могу не добавить, во всём мире доступность высшего образования оценивается количеством студентов на 10 тысяч населения. И в этом смысле мы уступаем самим себе даже по сравнению с началом 90-х годов. Причины – сокращение доли молодёжи и сокращение сроков обучения в связи с принудительным использованием так называемой болонской системы. Второе. Установление льгот при приеме вуза для участников СВО и их детей, а также детей медработников, погибших при исполнении служебных обязанностей во время пандемии,

сказал Смолин.

Депутат также назвал заслугой Минобрнауки прекращение в основном принудительной реорганизации вузов.

Если за последние 4 года количество вузов в стране не сокращалось, а за предыдущие 8 лет сократилось почти на четверть,

привел данные он.

Создание передовых инженерных школ Смолин назвал важным шагом по пути интеграции образования, науки и производства.

Не вызывает сомнений основные направления создания национально-ориентированной системы образования, объявленной министром, а именно возвращение фундаментальности, усиление практика ориентированности, воспитания гражданина,

резюмировал он.

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов заявил, что фракция ЛДПР поддерживает то направление деятельности, которое проводит Министерство науки и высшего образования. Он отметил, что ему нравятся два подхода, которые есть в российском образовании.

 

Государство не должно быть дойной коровой, которая должна только дать. Университеты должны по-другому относиться, привлекая и финансирование со стороны частного бизнеса, а также открывать новые решения, которые будут полезны регионам, потому что университеты — это не только наука, образование, воспитание, молодежная политика. Это еще и разговор про будущее непосредственно тех территорий, на которых они расположены, 

сказал он. 

Он добавил, что вузы должны привлекать и негосударственные возможности для улучшения жизни студентов. В качестве примера он привел Российский биотехнологический университет, где в партнерстве с компанией «Вкусно и точка» выдаются более сотни стипендий студентам. 

И привлечение таких партнеров — это как раз разговор о том, как предприниматель, конкретный работодатель через несколько лет даст то самое рабочее место, и ребята пойдут работать. Без этого никуда, 

подчеркнул Чернышов

Говоря о науке и образовании, депутат обратил внимание на то, что 13 городов сегодня имеют статус наукограда. Из них 8 располагаются в Московской области. При этом существует около 70 территорий с высоким потенциалом именно в науке и технологиях.

Глава Комитета ГД по защите конкуренции, замруководителя фракции СРЗП Валерий Гартунг заявил, что он с однопартийцами поддержит работу Минобрнауки, но есть вопросы, которые требуют решения.

Я бы хотел посмотреть со стороны промышленности, со стороны основного потребителя кадров, которые готовит высшее образование. Весьма спорная, скажем так, ситуация сейчас,

сказал он.

Гартунг также напомнил, что СССР на равных конкурировал с США во многих областях, поскольку была сильная высшая школа.

Давайте теперь посмотрим, что сейчас. Китай за последние 40 лет совершил просто неимоверный технологический рывок. Понятно, что там была правильная налоговая политика, которая нацелена на то, чтобы из страны вывозить только продукцию с высокой добавленной стоимостью, а сырье все перерабатывать внутри страны. У нас прямо противоположная тенденция. Но в то же время они в науку вкладывают. Посмотрите, как там сейчас развивается университет. Посмотрите, какой уровень образования там. И какой у нас?

предложил он.

Парламентарий призвал увеличить расходы на высшее образование.

У нас есть законопроект, где мы предлагаем до 7% ВВП, совокупные расходы на образование до 7% увеличить. Это почти в два раза, примерно процентов на 70,

сказал он.

Предоставлять студентам рабочий отпуск для погружения в профессию предложила первый зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутат фракции «Новые люди» Ксения Горячева.

Мы сегодня, конечно, нуждаемся в тех, кто хочет и готов работать, поэтому наша фракция предлагает также для студентов ввести рабочий отпуск, я подчеркну, не академический, а рабочий, чтобы ребята могли получать реальный производственный опыт, а потом уже возвращаться обратно в университеты с совершенно измененным мышлением, пониманием своих задач, которые они могут ставить себе в образовательном процессе. Это совершенно другая ценность, которую студент приобретает, возвращаясь в свою аудиторию,

сказала депутат.

Также она отметила, что фракция «Новые люди» удовлетворена тем ходом сотрудничества, которое они ведут вместе с Министерством науки и высшего образования.

У нас есть несколько совместно реализованных проектов. Мы за это очень благодарны. Мы продолжим в этом направлении работу, однако мы также понимаем, что перед Министерством сегодня стоят одни из самых сложных задач,

отметила Горячева.

Первый зампредседателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат фракции «Единая Россия» Александр Мажуга отметил, что реализация нацпроекта «Наука и университет» существенно повлияла на сектор исследований и разработок.

В нашей стране работает примерно половина ученых в возрасте до 39 лет. Мы можем по праву говорить, что наша страна является самой молодой научной державой. Второе. В прошлом году впервые увеличилось число ученых и наметился рост. Это очень хорошая тенденция. Третье. Выстроена четкая вертикаль управления наукой - от совета по науке при президенте, заканчивая заместителями руководителей каждого региона по научно- технологическому развитию. По инициативе президента в нашей стране реализуются мероприятия «Десятилетия науки и технологий», 

сказал он. 

Мажуга подчеркнул, что очень важно сохранить инструментарий развития науки, а также молодежные лаборатории, программу обновления материально-технической базы, программу отечественного научного приборостроения, программу фундаментальных научных исследований.