В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Валерия Фалькова

В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Глава Минобрнауки рассказал депутатам о реализации национального проекта «Наука и университеты» и о государственной политике в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования.

В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием Валерия Фалькова
© duma.gov.ru

Депутаты задали Министру свои вопросы. Выступили председатели профильных комитетов и представители фракций Государственной Думы.

«С 2020 года по поручению Президента мы последовательно увеличивали количество бюджетных мест в вузах, — заявил глава Минобрнауки России, докладывая о результатах реализации нацпроекта «Наука и университеты». — Одной из ключевых задач стала доступность высшего образования, прежде всего в регионах».

«Начиная с 2020 года по поручению Президента мы последовательно увеличивали количество бюджетных мест в вузах. Поставленная задача на сегодняшний день решена: доступность высшего образования в стране существенно возросла. Количество бюджетных мест в этом году по сравнению с 2020-м увеличилось более чем на 50 тысяч. Еще около 30 тысяч мест выделено вузам новых регионов. В итоге сегодня свыше 60 % выпускников 11-х классов имеют возможность поступить в вузы по очной форме на бюджетные места», — сказал Министр. 

По его словам, почти 75 % выделенных бюджетных мест приходятся на региональные университеты.

Увеличивается количество выпускников школ и колледжей, поступивших в вуз в своем регионе: в 2023 году почти 54 % выпускников поступили на бюджет по программам первого уровня высшего образования в своем регионе, сообщил Валерий Фальков. По его словам, это значит, что они обучаются по востребованным местными работодателями специальностям и с большей вероятностью останутся там работать. Ведущие региональные университеты увеличили бюджетный прием на десятки процентов и в то же время сумели удержать и даже нарастить качество приема, сообщил Министр науки и высшего образования.

«Ежегодно совершенствуется сама процедура приема в вузы. Третий год подряд суперсервис «Поступление в вузы онлайн» обеспечивает абитуриентам процедуру подачи документов в вузы. В этом году 974 тысячи абитуриентов подали заявления, из них почти половина — 46 % — использовали суперсервис на портале «Госуслуги», — подчеркнул Министр. Год от года их число растет: в прошлом году сервисом воспользовались 35 %, добавил он.

Глава Минобрнауки добавил, что ключевые российские вузы нацелены в полном объеме закрыть бюджетные места уже 3 августа — в первый день возможного зачисления. Само зачисление будет идти до 9 августа.

Совершенствование целевого набора

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков поддержал предложение заместителя Председателя ГД Ирины Яровой о создании рабочей группы по подготовке к целевому набору в будущем году на площадке Государственной Думы. 

«Государственной Думой в инициативном порядке был разработан и законодательно подтвержден уникальный механизм подготовки кадров по целевому набору. В этом году мы имеем прекрасные показатели, когда работодателями было подано 114 тысяч заявок и 173 тысячи заявок подано абитуриентами. И это без учета СПО», — подчеркнула Ирина Яровая.

«При этом по сравнению с прошлым годом по медицинским специальностям, когда было выбрано только 65 % квот, в этом году может быть уже свыше 88 %. По педагогам было 44 %, будет 65 %», — сообщила автор закона о новом механизме целевого набора.

«Предлагаем для того, чтобы на будущий год еще более эффективно провести подготовку к целевому набору, вместе с вами и с министрами, которые входили в нашу рабочую группу, продолжить эту работу на площадке Государственной Думы», — предложила Ирина Яровая.

«Благодарю еще раз за сотрудничество. Мой ответ будет краткий: поддерживается. Будем еще более обстоятельно взаимодействовать весь предстоящий год. Спасибо вам большое», — сказал Валерий Фальков.

Мнения профильных комитетов

«Развитие высшего образования должно быть сбалансировано с другими приоритетами в общей системе государственной политики. Сейчас такая работа активно ведется в рамках формирования национальных проектов, при этом исключительно важно, чтобы достигнутый уровень финансирования не снижался, чтобы происходило материальное укрепление высшей школы, в том числе в целях общего повышения престижа преподавательской деятельности и увеличения затрат на научные исследования», — подчеркнул в своем выступлении Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

«В целом взаимодействие Государственной Думы с Министерством, разработка необходимых законодательных решений осуществляются на регулярной основе, что позволяет видеть все болевые точки развития системы высшего образования и науки в стране, вносить в этот процесс необходимые коррективы», — заявил Председатель Комитета по контролю Олег Морозов.

При этом, по словам депутатов, остается ряд проблемных вопросов, над решением которых сейчас ведется совместная работа. Так, по словам Олега Морозова, «это прежде всего ситуация с обеспеченностью экономики высококвалифицированными кадрами».

«По текущим экспертным оценкам, среди работников с высшим образованием дефицит кадров к 2030 году может составить до 1,4 млн человек, причем более всего это отразится на обрабатывающей промышленности и других высокотехнологичных отраслях», — указал он. В этой связи Министерство видит необходимость дальнейшего совершенствования системы целевой подготовки специалистов, отметил Председатель Комитета по контролю.

Также Олег Морозов обратил внимание на то, что сохраняется вопрос доступности образования и выравнивания доступа к нему на территории различных субъектов РФ. «По‑прежнему остро стоит вопрос доступности мест в студенческих общежитиях», — сказал он.

Позиции фракций

Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (фракция КПРФ) отметил, что результаты работы ведомства значительные.

«Первое — увеличение приема студентов в вузы на бюджетные места. Но не могу не добавить: во всем мире доступность высшего образования оценивается количеством студентов на 10 тысяч населения. И в этом смысле мы уступаем самим себе даже по сравнению с началом 90-х годов. Причины — сокращение доли молодежи и сроков обучения в связи с принудительным использованием так называемой болонской системы. Второе — установление льгот при приеме для участников СВО и их детей, а также детей медработников, погибших при исполнении служебных обязанностей во время пандемии», — сказал Олег Смолин.

Создание передовых инженерных школ парламентарий также назвал важным шагом на пути интеграции образования, науки и производства. «Не вызывают сомнений основные направления создания национально ориентированной системы образования, объявленной Министром, а именно возвращение фундаментальности, усиление практикоориентированности, воспитание гражданина», — заявил он.

Заместитель Председателя ГД Борис Чернышов (фракция ЛДПР) заявил, что фракция поддерживает ту деятельность, которую ведет Министерство науки и высшего образования. Он отметил, что ему нравятся два подхода, которые есть в российском образовании. 

«Государство не должно быть дойной коровой, которая должна только дать. Университеты должны по‑другому относиться, привлекая и финансирование со стороны частного бизнеса, а также [находить] новые решения, которые будут полезны регионам, потому что университеты — это не только наука, образование, воспитание, молодежная политика. Это еще и разговор про будущее непосредственно тех территорий, на которых они расположены», — сказал он. 

Борис Чернышов добавил, что вузы должны привлекать и негосударственные возможности для улучшения жизни студентов. 

Председатель Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг (фракция «Справедливая Россия — За правду») также обратил внимание на проблему дефицита кадров — в первую очередь для отраслей промышленности. Он призвал брать пример с Китая, где много вкладывают в развитие университетов и науки.

«У нас есть законопроект, где мы предлагаем увеличить совокупные расходы на образование до 7 % ВВП. Это почти в два раза [больше], примерно процентов на 70», — предложил Валерий Гартунг.

Предоставлять студентам рабочий отпуск для погружения в профессию предложила Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Ксения Горячева («Новые люди»).

«Мы сегодня, конечно, нуждаемся в тех, кто хочет и готов работать, поэтому наша фракция предлагает также для студентов ввести рабочий отпуск. Я подчеркну: не академический, а рабочий, чтобы ребята могли получать реальный производственный опыт, а потом уже возвращаться обратно в университеты с совершенно измененным мышлением, пониманием своих задач, которые они могут ставить себе в образовательном процессе. Это совершенно другая ценность, которую студент приобретает, возвращаясь в свою аудиторию», — сказала депутат.

Заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга («Единая Россия») рассказал, что почти 70 % выпускников школ обеспечены бюджетными местами в университетах. «Наше высшее образование можно по праву назвать одним из самых доступных», — отметил парламентарий. 

Кроме того, по инициативе «Единой России» в вузах установлены отдельные квоты для участников СВО и их детей и усовершенствован механизм целевого обучения.

«Во время доклада отметим инициативу «Единой России» по капитальному ремонту общежитий вузов. Благодаря нашей поправке 3 млрд рублей ежегодно выделяется высшим учебным заведениям на капремонт общежитий. Министерство добавляет такую же сумму, что позволяет ремонтировать более 100 общежитий ежегодно», — указал Александр Мажуга.