Как будет «А нас-то за что?» на японском?
Правительство Японии заявило протест нашей стране в связи с санкциями против 13 японских граждан, устами генсека японского кабинета министров Ёсимаса Хаяси. Беда-то какая – меры, объявленные российской стороной, «ограничивают законную деятельность японских компаний»!
По сообщению МИД России, прозвучавшему накануне, действительно объявлен бессрочный запрет на въезд некоторым подданным японского императора.
Но все это в рамках ответных мер на продолжающиеся санкционные действия Токио против Москвы. Им ведь специальной военная операция (СВО) на Украине все покоя не дает. Вот и получается какой-то «ответ на ответ», сплошной замкнутый круг.
Руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов напоминает, что Япония в связи с СВО заявляет о себе как об активном деятеле в самых разных областях:
– Помимо международных антироссийских санкций санкции Япония помогает киевскому режиму и финансово, и материально, поставляя различное нелетальное вооружение, бронежилеты, каски, медицинские полевые наборы и многое другое. А сейчас эта страна, не напрямую, а через Соединенные Штаты будет поставлять зенитные ракеты «Пэтриот». Так что японцы косвенно содействуют и поставкам летального оружия, причем очень нужного для киевского режима.
«СП»: Ёсимаса Хаяси любит попротестовать – еще будучи министром иностранных дел он возражал против решения России выслать восемь японских дипломатов весной 2022 года, в ответ на высылку россиян из Японии.
– Есть разные виды помощи. Достаточно сказать, что премьер-министр Фумио Кисида один из немногих посетивший не только Киев, но и поселок Буча, в которой киевскими политтехнологами была устроена провокация вокруг якобы «убитых российскими военнослужащими» мирных жителей.
«СП»: Это что, такой уровень экзальтации, что Хаяси-сан предполагает будто бы запрет на въезд в Россию «может оказать психологическое давление на японские компании, которые хотят принять участие в помощи по восстановлению Украины»?
– Я не знаю, насколько будет эффективно психологическое воздействие на них в связи с запретом их въезда в нашу страну.
По-моему, для них эта проблема стоит далеко не на первом месте. Очень сомневаюсь, что они в обозримом будущем собирались к нам ехать.
«СП»: В «стоп-листе» глава Японского агентства по международному сотрудничеству (JICA) Акихико Танака, председатель правления Toyota Motor Акио Тоёда, основатель корпорации Rakuten Хироси Микитани.
– Toyota Motor в рамках антироссийских санкций свернула свою деятельность на нашем рынке, вывела свои заводы, автомобили не поставляет.
Это никакое не психологическое давление, а скорее наш, может быть первый и частичный, ответ на ту позицию, которую Япония заняла в отношении СВО. Сама Япония ввела массу санкций и экономических, и персональных…
«СП»: … против 1070 человек из России, 537 компаний и организаций.
– Я так понимаю, что запрет въезда в Россию некоторым персонам должен носить скорее характер информационного сигнала, что мы внимательно наблюдаем и все видим. Не оставим без внимания и последствий.
А практически… ну какое это психологическое давление? Хотя может и действительно, какие-то японские фирмы, которые нацелились подзаработать, еще задумаются: а стоит ли ввязываться в это?
«СП»: Тем более, непонятно, что будет после выборов в США в ноябре…
– Они сейчас в ожидании. Трамп для них – это страшный сон. Япония очень сильно опасается прихода республиканцев к власти в США и последующих изменений в области торговли и военного сотрудничества. Поэтому, наверное, будут ждать и смотреть. А когда еще начнется восстановление украинской экономики и инфраструктуры – покрыто толстым слоем тумана.
«СП»: Однако японское информационное агентство, уточняет, что российский запрет касается именно персон, связанных с группами и компаниями, которые «участвуют в усилиях по восстановлению и реконструкции Украины».
– Япония в начале года провела у себя международную конференцию по будущему восстановлению Украины. Это еще один антироссийский фронт: японцы очень хотят возглавить процесс восстановления Украины.
«СП»: Чем они это мотивируют?
– Япония имеет большой исторический опыт послевоенного восстановления у себя разрушенных городов, которые в свое время были стерты с лица земли американскими воздушными бомбардировками. Японцам пришлось заново восстанавливать свои промышленность и инфраструктуру.
Кроме того, эта страна имеет большой опыт восстановления разрушенных городов после сильнейших землетрясений. Достаточно вспомнить землетрясение Кобе 1995 года, когда погибло пять тысяч жителей, были огромные разрушения. Свежий пример – землетрясение на полуострове Ното, происшедшее совсем недавно, полгода назад.
А правительство, козыряя всем этим, собирается помогать еще и Украине, хотя пока не известно: когда и как это будет происходить?
Но когда-нибудь дело дойдет до восстановления разрушенной экономики, и Япония не теряет надежды сыграть в этом решающую роль.
«СП»: Чисто из соображений человеколюбия?
– Корпорации хотят на этом заработать. Они надеются, что многие контракты на восстановление будут переданы японцам. Это важный момент, его нужно иметь в виду, японские фирмы нацелились на это. Тут имеется в виду отнюдь не только чисто политический или пропагандистский эффект.
«СП»: Среди бизнесменов, которым отныне заказан путь в Россию президент Nikken Макото Амэмия, а ведь эта корпорация поставила Киеву технику для разминирования.
– Японцы же козыряют, что имеют большой опыт послевоенного разминирования в Камбодже, где значительная часть территории была засеяна минами. Да, они там хорошо поработали, предоставили технику для разминирования. Сейчас эту технику опять хотят предоставить Украине, обучив местных специалистов.
Если до сих пор наше внимание было сосредоточено на антироссийских санкциях и действиях: информационных, политических и торгово-экономических, а помощь Японии Украине оставалась в стороне, то теперь видимо очередь дошла и до нее. Мы начинаем принимать меры по поводу действий недружественной страны на этом участке фронта, – отметил эсперт.
В Токио опасаются, что лица, внесенные в российский санкционный список после их визитов на Украину, – «в основном представители организаций и компаний, занимающихся помощью восстановлению и реконструкции Украине».
Ведь и глава JICA посещал незалежную, и основатель Rakuten сопровождал занимавшего тогда пост главы МИД все того же Ёсимасу Хаяси.
К сожалению, как утверждают наши высокопоставленные дипломаты, атмосфера отношений с Японией продолжает ухудшаться, поскольку Токио вводит все новые пакеты антироссийских санкций, которые никак не связаны с двусторонними отношениями. А представитель МИД России Мария Захарова называет вещи своими именами: «Япония, вводя санкции против России, угождает Соединенным Штатам, нанеся ущерб себе самой – японские автомобильные компании вряд ли вернутся на российский рынок».
В таких условиях восстанавливать политические контакты нам тоже не резон. Ведь их разрыв – это какой-никакой, но выбор японцев, которым, даже находясь между молотом и наковальней, все равно надо бы подумать о последствиях.