Рабочая группа законодателей начала разработку правил для блогеров

Закон, определяющий права и обязанности блогеров и устанавливающий для них отдельный вид экономической деятельности, может быть принят в осеннюю сессию. Об этом "РГ" рассказал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

Рабочая группа законодателей начала разработку правил для блогеров
© Российская Газета

"Должны появиться правила, которые сообщество само для себя установит. Блогерам следует осуществлять самостоятельное регулирование. Мы, в свою очередь, готовы им в этом помогать и надеемся, что примем в осеннюю сессию законодательное решение в этом направлении", - прокомментировал "РГ" парламентарий.

Тем не менее он добавил, что не все блогеры готовы самоопределять свою деятельность как профессиональную.

В Госдуме состоялось собрание рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере инфобизнеса и блогосферы. "Наша рабочая группа создана для того, чтобы обеспечить условия дальнейшего процветания сферы, которая уже сейчас является одной из самых перспективных в России", - заявила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.

Она привела данные отраслевых исследований, согласно которым в 2023 году оборот только онлайн-школ вырос на 30% и достиг 123 млрд руб. Самыми популярными направлениями стали обучение новым профессиям (7,8 млрд), здоровье (4,1 млрд), предпринимательство (4,6 млрд).

Однако отсутствие законодательного регулирования блогеров и инфобизнеса означает, что государство не может наладить сотрудничество с представителями отрасли, а также выработать определенные правила, гарантии и льготы для ее участников.

"На прошлых заседаниях мы обсуждали различные инициативы. Одна из них - выделение в рамках кодов в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) специальности "блогер". Это предложение было поддержано многими участниками дискуссии. Однако для реализации идеи нам нужна соответствующая правовая база", - пояснила депутат.

По ее словам, прежде всего необходимо ответить на вопрос, кем является блогер с точки зрения закона? Какая ежедневная аудитория должна быть, чтобы считаться блогером?

В Роскомнадзоре считают, что это 1 тысяча человек в сутки, некоторые депутаты говорят о 3 тысячах человек в сутки, добавила она. При этом черновой вариант законопроекта основан как раз на позиции надзорного ведомства.

Помимо этого, Лантратова обозначила важной проблемой большое число недобросовестных бизнесменов, а проще говоря, мошенников. Перед рабочей группой стоит задача - выработать стратегию ее решения.

По мнению депутата, блогеров должно регулировать профессиональное сообщество. Этот путь подразумевает создание саморегулируемой организации, вырабатывающей кодекс добросовестных практик. Это позволит установить общие "правила игры" для всей сферы.

Лантратова предложила создать систему, в которой саморегулируемая организация ведет реестр недобросовестных блогеров, собирает все необходимые доказательства и только после этого передает все материалы в МВД и Роскомнадзор.

Также парламентарий инициировала предложение о запуске единой системы государственных грантов и фондов поддержки для тех блогеров, которые выполняют задачи, важные для российского общества.

Кроме того, блогерам стоит учредить специальную премию на государственном уровне. Таким образом следует отмечать инфлюенсеров, которые добросовестно производят важный для общества контент, резюмировала Лантратова.

"Сфере блогинга очень важно легализироваться. Поскольку она уже занимает в России в два раза больше, чем все средства массовой информации печатные и радио. Блогосфера уже сравнялась с телевидением", - пояснил глава и сооснователь Ассоциации блогеров и агентств (АБА) Максим Перлин.

Он также предложил обязать блогеров до 5% всего рекламного контента посвящать социальным темам. Это возможно сделать лишь при введении ОКВЭДа. Экономика только благодаря одним блогерам развиваться не сможет, считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Необходимо определить, кем является блогер с точки зрения закона и какой должна быть ежедневная аудитория, чтобы считаться блогером

"Нам нужны трудовые профессии, инженеры, работники аграрного сектора и других дефицитных сфер рынка труда. Однако тему блогеров сейчас необходимо регулировать, и хорошо, что инициатива проходит сегодня в парламенте", - отметил Нилов.

При этом блогосферу важно не зарегулировать и дать ей развиваться в диалоге с государственными органами.

В рамках регулирования инфобизнеса необходимо ввести дисклеймер - обязательное сообщение в рекламе или описании товара о том, что его покупка не гарантирует дохода или иных результатов, полагает председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. "Потребители получат необходимую защиту своих прав. А к покупке они будут относиться ответственнее", - резюмировал он.

Напомним, по данным Solar Staff, 93% блогеров оказывают услуги в статусе физического лица. В качестве самозанятых работают 5% исполнителей. Такой небольшой процент эксперты связывают с порогом по доходам, который для самозанятых составляет 2,4 млн в год, - для многих блогеров это неудобно.

Статус ИП выбирают только 1,36% блогеров. Среди них в основном крупные блогеры и лидеры мнений - их доходы гораздо выше, чем у физлиц или самозанятых, суммы налоговых отчислений, соответственно, тоже больше.