Крабы есть, краболовов не хватает

Мониторинг реализации первого этапа инвестиционных квот выявил целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи, что привело к систематическому сдвигу окончания строительства рыболовецких плавсредств. Сроки сдачи были перенесены по 57 рыбопромысловым судам из 64 запланированных: сначала помешал ковид, потом грянули санкции, из-за которых возникли проблемы с поставкой комплектующих.

Крабы есть, краболовов не хватает
© Парламентская газета

По состоянию на 12 июля 2024 года рыбакам сдано лишь 27 судов, до конца этого года судостроители прогнозируют сдачу еще 13 судов. Об этом сообщил первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин 17 июля на совещании, посвященном реализации первого и второго этапов программы инвестиционных квот на строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов.

Отложенный спрос

На первом этапе крабовых аукционов, которые шли с октября 2019 по июнь 2021 года, государство распределило 50 процентов квот на 144,18 миллиарда рублей. При этом победители конкурсов обязались построить 41 судно-краболов на отечественных верфях. 

Изначально планировалось завершить строительство флота в 2024 году, однако, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Росрыболовства, из-за ковида и введенных недружественными странами санкций предельные сроки строительства судов увеличились с шести до восьми лет. По данным ведомства, к концу 2023 года общее количество построенных судов должно было перевалить за половину от заявленных.

По информации Минпромторга, в рамках первого этапа инвестквот, по состоянию на 12 июля 2024 года, рыбакам сдано 27 судов (16 рыболовных и 11 краболовных). В том числе в этом году построили 6 судов (4 рыболовных и 2 краболовных). До конца этого года судостроители прогнозируют сдачу 13 судов (5 рыболовных и 8 краболовных), отметил Сергей Митин.

По словам сенатора, по итогам состоявшегося в октябре 2023 года второго этапа крабовых аукционов в пятилетний срок должны быть построены еще 23 судна-краболова, 3 крупных логистических комплекса и один — малый логистический комплекс.

Государство тогда выставило на продажу квоты на вылов ценных ракообразных в Дальневосточном бассейне. Добывающие компании приобрели 27 лотов. По сообщению Росрыболовства, прибыль составила 214,5 миллиарда рублей.

Нет своих проектов

В мае 2024 года был проведен еще один аукцион, по результатам которого отобрано 8 проектов по строительству судов рыбопромыслового флота, которые будут реализовываться четырьмя инвесторами. Общая заявленная сумма инвестиций на строительство этих судов, по словам Митина, составляет около 59 миллиардов рублей. Таким образом, реализация второго этапа инвестиционных квот «должна позволить построить еще 31 судно», добавил он.

«К сожалению, мониторинг реализации первого этапа инвестиционных квот выявил целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи, что привело к систематическому переносу сдачи судов. По имеющейся информации, сроки сдачи были перенесены по 57 рыбопромысловым судам из 64 запланированных», — сообщил законодатель.

При этом зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов обратил внимание на тему импортозамещения при строительстве судов рыбопромыслового флота. По его мнению, необходимо оперативно решить проблему с комплектующими.

Впрочем, имеются и другие проблемы, мешающие скорому обновлению рыболовецкого флота. В январе этого года председатель экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов заявил, что до сих пор в стране не появился проект типового судна-краболова, который помог бы судостроителям и заказчикам сэкономить деньги на постройке.

«Мы о краболовах уже три года разговариваем, но у нас нет типового судна под краболова. Не сделали до сих пор проект краболова, который был бы один, но его можно было бы использовать для строительства 30-40 судов», — подчеркнул сенатор.