Топорнин: из-за несогласия в Совбезе ООН инициатива по важнейшим вопросам переходит к Евросоюзу и НАТО

Генассамблея ООН вынесла решение о том, что в Совет Безопасности организации (СБ ООН) с 1 января 2025 г. войдут непостоянные члены: Сомали, Пакистан, Панама, Дания и Греция. Срок их полномочий - год. Каждая страна набрала две трети голосов членов Генассамблеи, чтобы на время войти в Совбез. Но они все равно ничего не решают, считает Доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин.

Ранее Пакистан становился членом совета семь раз, Панама - пять, Дания - четыре, Греция - дважды, и Сомали - единожды. Избранные непостоянные члены заменят страны, чьи полномочия заканчиваются в последний день 2024 г. Это Мозамбик, Япония, Эквадор, Мальта и Швейцария.

Николай Топорнин рассказал корреспонденту «Свободной Прессы», что мнение непостоянных членов Совбеза ООН практически ничего не значит.

- Тут все очень просто. Конечно, для самих этих стран вступление в такой орган очень важно. По мне, равно, кто является непостоянным членом Совета Безопасности ООН, потому что они не обладают правом вето. Этим правом обладают только постоянные члены Совбеза, такие как Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.

Когда между этими странами возникают серьезные политические конфликты, тогда кто-то из них применяет это право для блокировки инициативы противоположной стороны. И это мы сейчас видим сплошь и рядом. Роль условных Дании, Эфиопии или Судана – абсолютно никакая. Они ни на что не влияют.

Предположим, за какое-то решение проголосовали 12 членов Совбеза, Китай воздержался, а Россия против. Решение не принято, потому что Россия имеет право вето. И мы сейчас видим, что деятельность Совета по большому счету заблокирована, потому что он погряз в бесконечных вето. Его применяют то США, то Великобритания.

Китай, кстати, практически не применяет. Часто воздерживается. Действует хитро, чтобы не перечить ни американцам, ни нам. А «трое в лодке, не считая собаки» - США, Великобритания, Франция - активно применяют вето. И мы часто оказываемся против них в одиночестве. Но право вето часто помогает и нам, - рассказал эксперт.

Николай Топорнин добавил, что для непостоянных членов Совбеза ООН, помимо престижа, эта роль привлекательна еще и тем, что есть некоторые шансы, что их инициативу поддержат постоянные члены. Таким образом, эти страны могут пытаться проводить самостоятельную политику на уровне ООН.

- Но они не в состоянии повлиять на такие события, как конфликты на Украине или в секторе Газа. Тут все решает пятерка заглавных стран. И пока они не договорятся, Совбез ничего не может сделать. Поэтому инициатива переходит в региональные организации, такие как Евросоюз и НАТО, хотя в них тоже есть право вето, которым пользовалась, например, Венгрия, - пояснил Николай Топорнин.