Каждому кочевнику — по чумработнице

Многие традиционные работы на Севере связаны с кочевым образом жизни. В первую очередь это оленеводы. Неизменная спутница таких кочевников — чумработница. Правда, никакой платы за свой труд она сегодня не получает. Изменить эту ситуацию еще несколько лет назад взялись в Совете Федерации. Вопрос может быть решен уже в этом году, рассказал «Парламентской газете» президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Григорий Ледков.

Каждому кочевнику — по чумработнице
© Парламентская газета

Хозяйка юрты и яранги

В Экспоцентре отметили 25-летние главного закона для северян — «О гарантиях прав коренных малочисленных народов России». Нынешние реалии требуют внести коррективы в него, а также принять новые нормативные документы, отметили участники встречи — сенаторы, депутаты, представители общин. В том числе необходимо узаконить статус чумработниц — помощниц оленеводов.

Включить чумработниц в классификатор профессий и тарифных разрядов в Совете Федерации предложили еще в 2022 году. А до этого, в 2017 году, подобную инициативу активно продвигали власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако вопрос пока не решен.

Ситуация может измениться уже в этом году, рассказал «Парламентской газете» сенатор Григорий Ледков: «Требования к стандарту профессии «хозяйка передвижного жилища», а именно так чум-, юрта- или ярангаработниц и планируют записать в классификаторе, уже разработаны, они направлены в соответствующее министерство. Надеемся, что на основании этого классификатор будет пополнен уже в ближайшее время».

Задача такой работницы — поддерживать огонь в чуме, заготавливать дрова, топить воду из снега, готовить еду. А при необходимости чумработница помогает оленеводу и со стадом. Никакого материального вознаграждения за это она сейчас не получает, отметил Ледков: «Выкручиваемся кто как может, кого-то принимаем на должность помощника оленевода, младшего оленевода и так далее. Пора наконец-то решить этот вопрос».

Кочевники в законе

Наделить статусом собираются не только чумработницу, но и ее непосредственного «начальника» — кочевника, сообщил Григорий Ледков: «Такой законопроект сейчас разрабатывается».

Сейчас в России трудятся около 20 тысяч кочевников. Это не только оленеводы, но и охотники, рыболовы. Как правило, это представители малочисленных кочевых народов Севера и Сибири: ненцы, чукчи, эвенки и другие.

«Некоторые оленеводы-кочевники даже не имеют квартир, так как постоянно находятся в тундре, а значит, у них нет и прописки, — рассказал сенатор. — А это значит, что они ограничены в избирательных правах, социальных правах, пенсионном обеспечении».

Неучтенные кочевники затрудняют и формирование местных бюджетов, так как таких людей, получается, просто нет, и на них не закладываются деньги, например, на лечение, пояснил Ледков.

«Если статус кочевника будет закреплен законодательно, это позволит заложить в местных бюджетах финансы на обеспечение их прав, например, организацию тех же выездных избирательных участков в тундре», — сказал парламентарий.

Стопроцентная надбавка

Еще одна ожидаемая инициатива — о стопроцентных надбавках с первого года работы на Севере. Повышенные зарплаты, которые уже много лет привлекают кадры в труднодоступные регионы России, сегодня зависят от стажа. Из-за этого молодежь неохотно едет работать на Север.

Сейчас решения о стопроцентных надбавках с первого года работы на Севере уже принимают отдельные субъекты, напомнил Григорий Ледков. Например, такая норма есть в ЯНАО, который сенатор представляет в палате регионов. Но на уровне Федерации такое единое правило до сих пор не введено.

«В итоге складывается ситуация, когда региональные и муниципальные работники получают более высокие зарплаты, чем сотрудники на аналогичных должностях на предприятиях, которые имеют федеральное подчинение», — пояснил сенатор.

Три миллиона россиян

В последнее время в защиту прав коренных малочисленных народов Севера уже принят ряд законодательных инициатив. Напомним, на Крайнем Севере в 25 регионах страны проживают три миллиона россиян.

Например, введена норма о кочевом образовании. Детские сады и начальные классы школ в местах обитания кочевников начнут открывать уже с 1 сентября этого года.

Также принят закон о северном завозе. Согласно ему, в России создадут централизованную систему управления поставками товаров и продуктов для нужд северян. Кроме того, закон вводит три категории важности северных грузов. В первую войдут товары, необходимые для обеспечения жизни населения и стабильной работы социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Ко второй категории отнесут грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей — все остальные.

Также в России формируют федеральный реестр, который позволяет оперативно подтверждать факт ведения традиционного образа жизни для получения социальной поддержки.