Москва нас беспокоит: Таджикистан выразил недоумение из-за задержки мигрантов на границе с РФ
МИД Таджикистана выразил российскому послу Семену Григорьеву обеспокоенность по поводу случаев отказа гражданам республики во въезде в Россию, сообщается в телеграм-канале ведомства.
Встреча с послом состоялась 26 апреля, и в ходе нее обсуждались сложности, с которыми «в последние несколько недель» сталкиваются граждане Таджикистана при пересечении российской границы, пояснили в МИДе.
«До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении.
Ранее СМИ сообщили, что сотни таджикских граждан застряли на контрольно-пропускном пункте «Сагарчин» на границе Уральского региона Казахстана и Оренбургской области России, где скопилось около 180 автомобилей с таджикскими номерами, которые не пускают российские пограничники.
«Около 1000 таджиков не впускают в Россию. Мы застряли между Казахстаном и Россией. Другим гражданам разрешают, только таджиков не пускают», — цитирует одного из мигрантов агентство «Азия-Плюс». По словам застрявших на границе, их допрашивают, а также проверяют телефоны.
Как это понимать? Разовая акция, направленная на смягчение общественного резонанса, вызванного обострившимися проблемами с мигрантами? Или начало новой миграционной политики?
— Разумеется, ужесточение на границе происходит не просто так, — убежден редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— После теракта в «Крокусе», а также резонансных криминальных историй тема нелегальной миграции вновь в топе российской повестки дня. Как фундаментально решить проблему власти не знают, но нужно что-то демонстрировать публике. Отсюда рейды по рынкам или вот подобные тщательные проверки на границе. Полицейские меры, конечно, нужны, но они не исправят зияющие провалы миграционной политики.
Скажем, президент Турции Реджеп Эрдоган долго не думал и ввел визовый режим после устроенного таджиками в Стамбуле теракта. Заметьте, он не отказывается от идей пантюркизма и соответствующие структуры активно работают в Таджикистане. И никто не упрекает его в предвзятом отношении к арийской нации (а таджики, как известно, именно арийцы по происхождению) или в фашизме.
При этом визы тоже не панацея. Корнем миграционной проблемы является госкапитализм и лежащие в его основе интересы крупного бизнеса: ввозить сюда миллионы мигрантов, представляющие из себя прекрасную питательную среду для терроризма и преступности, попросту выгодно. Известны и высокопоставленные лоббисты этих процессов.
Наши правые часто обвиняют СССР: мол, развели «многонационалочку». Однако в те времена толпы криминальных мигрантов тут не паслись.
Как было сказано в фильме «Падение эмирата» в ответ на горячее желание молодого азиата «видеть товарища Ленина» – «А товарищ Ленин хочет видеть тебя в родном кишлаке».
Советская власть строила там дороги, заводы и плотины (как Нурекскую ГЭС в Таджикистане, в создании которой принимала участие моя мама – специалист взрывник из Ленинграда), давала образование и культуру. И это было правильно. После развала СССР многое в национальных республиках было разрушено, и не восстанавливалось.
Поэтому решать вопрос нужно в два этапа. На сегодняшний день - резко ужесточать миграционное законодательство, ввести трудовые визы, квоты на использование иностранной рабочей силы внутри РФ, ликвидировать криминальные диаспоры, социализировать приезжих через иные структуры российского социума (как, например, профсоюзы).
В будущем - восстанавливать единую большую страну, с Закавказьем и Средней Азией, обильно политыми кровью наших предков. Другого пути нет. Даже если мы попытаемся отгородиться от них колючей проволокой и рвами с крокодилами, вакуум заполнят та же Турция, исламисты и Запад. И у нас будет новый фронт на южных границах.
— Сложно сказать, чем конкретно был вызван этот эпизод на границе. Скорее всего, было какое-то двусмысленное указание из Москвы, но уставшие от толп мигрантов пограничники трактовали её подобным образом, — считает политолог, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
«СП»: Это как-то связано с «Крокусом»? Речь только о гражданах Таджикистана. Почему?
— Это наверняка связано с «Крокусом». А ещё с тем, что МИД Таджикистана отрицал участие в теракте своих граждан даже в то момент, когда их показали всему миру. Возможно, ещё и потому, что именно таджики в последние годы массово получают российские паспорта — часто очень сомнительным путём. Вот у силовиков и «накипело».
«СП»: Это разовая акция? Или миграционная новая политика?
— Скорее всего, разовая акция, чтобы Таджикистан не заигрывался в «многовекторность». Возможно, таджикам перестанут раздавать паспорта РФ и даже часть их отберут. Но при нынешнем российском руководстве сильно миграционные гайки не прикрутят. Это прямо противоречит их представлениям. Если только Таджикистан не уйдёт полностью в орбиту США, НАТО и ЕС. Вот там тогда и введение виз возможно.
«СП»: Под какими предлогами не пускают мигрантов? Вечно же так продолжаться не может. Что дальше? Какая-то новая особая фильтрация? Визовый режим?
— Лично я — сторонник визового режима. Так было бы лучше для самих таджиков, у которых бы не отбирали паспорта и не селили в скотские условия. Но сейчас его не введут. Разве что раздачу паспортов ограничат и будут осуществлять целевой набор мигрантов прямо в Таджикистане.
«СП»: МИД Таджикистана выразил российскому послу Семену Григорьеву обеспокоенность. Не отразится ли это на наших отношениях?
— Надо мягко «намекнуть» президенту Рахмону, что подобное вмешательство во внутренние дела России недопустимо. А ухудшение отношений - не в интересах самого Таджикистана.
«СП»: Проблема миграции касается не только Таджикистана, но и стран, входящих в состав ЕАЭС, в основе которого свободное перемещение людей и грузов. Не подорвет ли ужесточение миграционного режима ее основы?
— ЕАЭС в нынешнем виде — мертворождённое образование. Его делали по подобию ЕС, а получилась бледная копия. Армения, Казахстан и Киргизия совершенно не ведут себя как союзники России. Равно как и Таджикистан не ведёт себя как союзник. И пора с них спрашивать по полной программе как с полноценных независимых государств, а не как с «наших».
«СП»: Как, по-вашему, можно решить миграционную проблему, параллельно, удерживая Среднюю Азию в орбите нашего влияния и даже усиливая его? Возможно ли это в нынешних условиях? Можно ли это сделать без прямого вмешательства во внутренние дела этих республик?
— Сами среднеазиаты признают, что в Россию едут не лучшие представители этих стран и наций. Политика «проходного двора» никак не укрепляет наше влияние в регионе.
Получается, что мы принимаем исламистов, бандитов и просто малообразованных граждан без профессии, которые и на родине не нужны. Они нам сбывают «балласт».
Вопросы безопасности на улицах российских городов надо отделять от геополитики. Влияние укрепляется через экономику, военное сотрудничество и «мягкую силу». И Российская империя, и Советский Союз держали регион, обходясь без завоза среднеазиатов в русские города. И мигрантской поножовщины на наших улицах не было.
А чтобы укрепить влияние - надо победить на Украине. Тянутся к сильным, к победителям. Но между нами и странами Средней Азии - цивилизационная пропасть. Потому в успешные глубокие интеграционные проекты с ними я не верю. Влияние вполне можно поддерживать через ШОС и двусторонние форматы.
Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции, - в теме "Свободной Прессы".